#4 Сообщение Astrolog » 28 мар 2015, 15:33
Культ дис был распространён чрезвычайно обширно в Германии, где им поклонялись под именованием «матрон» (matronae). Это слово, по всей вероятности, появилось уже в римский период, когда упомянутый культ достиг собственного расцвета, но относящиеся к нему скульптуры и культовые предметы встречаются даже в слоях бронзового века. Не исключено, что дисы древнее асов и даже ванов, хотя почти все говорит о том, что разные дамские божества в процессе истории отождествлялись вместе и сливались в общий образ. Например, культ Нертус в Германии играл чрезвычайно важную роль, но богини, аналогичной по функциям Фрейе, у германцев не было. А Фрийя, очевидно, эквивалентна Фригг. В скандинавской традиции сохранились некие следы культа дис; им даже был посвящён особенный праздничек, включавший как ритуалы с ролью всей общины, так и чисто дамские ритуалы. Культ матрон, т.е. «матерей», имеет не только лишь германские корешки, потому что по наименьшей мере половина связанных с ним имён - кельтского происхождения. На большинстве вотивных камешков матроны изображены группами по три. Почти все из их получали имена в честь тех либо других племён, народов либо местностей - к примеру, Matribus Suebis («матери свевов») либо Matribus Frisiavis paternis («отчие фризские матери»). В честь матрон, в свою очередь, получали заглавие реки и ручьи (Валь, Нирс и т.д.). К неким из этих богинь обращались с особенными целями - к примеру, за помощью во врачевании либо судебном разбирательстве. А именно, две фризские богини, Беда и Фиммилена, соответствуют скандинавским Вор и Вар. Под общим именованием «алесеги» (Alaidsaigae) они упоминаются вместе с «Марсом Тингом» (Mars Thingus), т.е. Тюром, в римских надписях, сохранившихся на неких секциях Адрианова вала. Они все соединены с правосудием. Не исключено, что им тождественны ещё две богини - Баудихиллия и Фриагабис. В дамских мистериях, связанных с этими божествами, была разработанная традиция преемственности, особенное значение в какой придавалось предкам по женской полосы. Дисы (германские идисы) сначало представляли собой обожествлённых прародительниц. Культ дис - это пережиток наиболее старой матриархальной религии, распространённой в этих местностях задолго до зарождения религии асов, с которой она потом соединилась. Предводительница дис - Фрейя, один из титулов которой - Ванадис, т.е. диса из рода ванов. А все известные источники свидетельствуют о том, что ванам стали поклоняться существенно ранее, чем асам. По своим функциям дисы тесновато соединены с валькириями и норнами. И дисы, и валькирии, подобно норнам, участвовали в определении людской судьбы, либо вирда. В число задач, приписывавшихся дисам, заходила защита племени либо племенного вождя. В этом качестве дисы иногда вели себя более жестко, чем валькирии. Также дисы числились посредницами меж людьми и высшими богами. Не считая того, они ассоциировались с гаданием и колдовством, а следовательно, были помощницами вёльв. По-видимому, они были способны налагать оковы ужаса на противников и снимать оковы со собственных подопечных. В исландских сагах дисы являются или в белоснежных одеяниях - как помощницы, или в чёрных - как олицетворение препятствующих сил. Посвящённый дисам праздничек Дисаблот в разных областях скандинавско-германского региона приходился на различные даты. В англосаксонской Великобритании он отмечался под заглавием «Modraniht» («Ночь матерей») в ночь с 21 на 22 декабря. В Норвегии он приходился на середину октября, совпадая с торжествами Зимних ночей и, может быть, являясь их составной частью. В Швеции его праздновали сначала февраля. Бытовала и поболее примитивная фермерская форма Дисаблота, в какой объектом поклонения выступал высушенный конский фаллос. Все сиим празднички вызывали у христиан последнее недовольство. Олав Трюггвасон, насадивший христианство в Норвегии, при мельчайшей способности сжигал дам, практиковавших магию. О этих гонениях, предваривших наиболее известную и тщательно документированную «охоту на ведьм» эры позднего Средневековья, сохранилось много сведений. Даже в поздних сагах упоминается о том, что дам за чародейство предавали погибели, причём приговор этот выносили не христиане, а патриархальные язычники. В правление Олава Трюггвасона (X в.) в Норвегии сожгли прямо в доме пары дам, праздновавших Дисаблот и отказавшихся принять христианство. При всем этом культ дис имел чрезвычайно принципиальное значение. Им даже был посвящён особенный храм в Упсале - Дисарсалль («чертог дис»).