#2 Сообщение Astrolog » 28 мар 2015, 14:54
В ритуалах и верованиях, связанных с сиим праздничком, милостивые и благотворные черты Водана появляются в особенности ярко. Детям молвят, что в сей день святой Николай разъезжает по крышам домов, бросая в дымоходы подарки для тех малышей, которые в прошлом году вели себя отлично. Этим же, кто вёл себя плохо, он приносит связки берёзовых прутьев - розги для порки. А самых непослушных малышей стращают святым Николаем: он, мол, придёт, посадит тебя в мешок и унесёт. Какое же отношение к Водану имеют все эти поверья? Самое прямое. Невзирая на некие различия, привнесённые христианской традицией, у святого Николая чрезвычайно много общего с Воданом. Во-1-х, святой Николай ездит по крышам домов верхом на сероватом в яблоках либо белоснежном жеребце. Его сопровождают слуги - два арапа; обоих зовут Zwarte Piet («Чёрный Пётр»). Не считая того, он щеголяет в красноватом плаще и епископской митре, а в руке у него - длиннющий посох. Не составляет труда отождествить эту картину с обычным образом Водана, в сопровождении 2-ух воронов скачущего верхом на Слейпнире, облачённого в плащ и широкополую шапку и с дорожным посохом в руке. Святой Николай тесновато ассоциируется с детками, в связи с чем стоит задуматься о том, какие дела связывают с детками Водана. В старину нежеланных малышей кидали на перекрёстках, предоставляя их в распоряжение Водана и богини Хольды, которые забирали их в свою свиту. (В наши дни малыши, помещённые в детские дома, оказываются, на самом деле дела, в аналогичном положении, а поэтому, я полагаю, завлекают к для себя особенное внимание Водана и Хольды.) Попадая в свиту Водана, эти малыши присоединялись к Одичавшей охоте. Остроконечная шапка и посох вплоть до наших дней остаются атрибутами эстрадных фокусников. В голландском фольклоре бытует шапка, исполняющая желания, а играющая такую же роль магическая палочка нередко встречается в притчах и легендах почти всех германских народов. Её совсем справедливо отождествляют с копьём (либо посохом) Водана/Одина, которое, не считая того, является фаллическим эмблемой. Берёзовые прутья, которые святой Николай приносит непослушным детям, - это пережиток обрядов, обычных для старых праздничков плодородия, которым покровительствовал Водан: жених и жена хлестали друг дружку берёзовыми прутьями, надеясь, что это поможет им скорее зачать ребёнка. Берёза, очевидно, связана с руной Беркана, которую в купе с Вуньо можно применять в волшебном ритуале плодородия. Подводя итоги, повторим, что основная функция Водана в связи с руной Вуньо - это выполнение желаний. В англосаксонском «Заклятии 9 трав» упоминаются некоторые «славные ветви»: Червяк ползучий явился, Но никого не убил: Девять славных веток Взявши, Водан сразил Гада, и тот под ударом Распался на девять частей. Словосочетанием «славные ветви» переводится англосаксонское wuldortanas. Часть этого слова - имя Вульдор, т.е. Улль, пасынок Тора. Согласно традиции, Улль правит заместо Одина в его отсутствие; некогда он занимал чрезвычайно принципиальное положение посреди богов (подробнее о Улле мы побеседуем в главе 5). Но, вроде бы то ни было, «славные ветви» соединены с волшебными операциями и с актами волеизъявления, а тот факт, что речь идёт о 9 ветвях, исчерпающим образом связывает эти стихи с волшебной традицией, потому что число девять в скандинавской мифологии - самое магическое. «Славные ветви» - это, разумеется, некоторый набор из 9 рун. В «Речах Высокого» (140) Один говорит: «Девять песен вызнал я // от отпрыска Бёльторна, // Бестли отца». Эти «песни» - в оригинале «песни силы» - соответствуют 9 мирам скандинавской мифологии, любой из которых связан с одной из необратимых рун. Полностью может быть, что эти девять рун - и есть «девять славных ветвей» англосаксонской поэмы.