#8 Сообщение Astrolog » 28 мар 2015, 13:41
Мужчины и дамы большей части племен Юго-Восточной Австралии относились ко почти всем видам животных в основном так же, как краснокожие Центральной Америки относились к нагуалям, с той только различием, что индейцу была известна определенная особь, с которой связана его жизнь, а австралийцы знали лишь, что их жизнь связана с некоторой особью определенного вида, но не знали, с какой конкретно. В итоге мужчина-австралиец брал под свою защиту всех животных данного вида, от которого зависела жизнь парней, а дама так же поступала по отношению к виду, в зависимости от которого находилась жизнь дам. Понятно было одно: за гибелью хоть какой особи соответственного вида последует его - либо ее - погибель, подобно тому как за умерщвлением птицы с зеленоватым оперением последовала погибель вождя краснокожих, а за умерщвлением попугая - погибель Пунчкина в притче. К примеру, члены племени вотьобалук в Юго-Восточной Австралии "считают, что в летучей мыши заключена жизнь мужчины, а в козодое жизнь дамы; умерщвление каждого из таковых животных уменьшает кому-нибудь из парней либо дам жизнь. В итоге у каждого мужчины и дамы на становище появлялись опаски, что жертвой могут стать он либо 0!:а. Из-за этого случались истинные схватки. Как мне понятно, в этих схватках парней с дамами нельзя было предсказать заблаговременно, какая сторона одержит победу, ибо время от времени дамы задавали мужчинам изрядную трепку своими заостренными палками, но мужчины часто ранили и убивали своими копьями дам. Поговорка вотьобалук гласит, что летучая мышь является "братом" мужчины, а козодой - "супругой". У разных племен виды животных, с которыми числилась связанной жизнь представителей обоих полов, были различными. Так, у вотьобалук летучая мышь являлась специфично мужским животным, а у ганбауэр-криков, живущих в низовьях реки Муррей, она была дамским животным, туземцы не убивали ее на том основании, что "ежели ее уничтожить, кто-либо из дам умрет". Но с каким бы определенным видом животных ни связывалась жизнь дам и парней, само это верование, как и схватки, к которым оно давало повод, как понятно, было всераспространено практически по всей Юго-Восточной Австралии (не исключено, что зона распространения этого суеверия была куда наиболее широкой). Верование это, как и возникавшие из-за него столкновения, носило глубинный нрав. У неких племен района Виктория "летучая мышь имеет отношение к мужчинам, которые ее всячески защищают и до полу погибели избивают из-за нее всех, даже собственных жен". Дамским тотемом является козодой обычный, и, хотя эта наизловещая птица ночами нагоняет кошмар своими кликами, дамы ее ревниво оберегают. Ежели мужчине случается уничтожить козодоя, дамы приходят в такую ярость, как будто идет речь о их своем ребенке, и избивают его длинноватыми шестами. Ревностная защита и покровительство, которые австралийские мужчины и дамы оказывают летучей мыши и козодою как половым тотемам, покоятся не только лишь на соображениях чисто эгоистического порядка. Ведь абориген верит, что с жизнью тех либо других летучих мышей связана не только лишь его собственная жизнь, да и жизнь его отца, братьев, отпрыской и т.д., и поэтому, защищая летучую мышь как вид, он защищает не только лишь свою свою жизнь, да и жизнь всех собственных родственников мужского пола. Равным образом любая дама верит, что в зависимости от жизни той либо другой совы находится не только лишь ее собственная жизнь, но жизнь ее мамы, сестер, дочерей и т.д.; потому, охраняя сову как вид, она сохраняет жизнь не только лишь для себя, да и всем своим родственницам. Когда определенный вид животных, как считается, является вместилищем человечьих жизней, представителей этого вида не так просто отличить от людей, а людей - от таковых животных. Ежели жизнь моего брата Джона заключена в летучей мыши, то, во-1-х, летучая мышь также является моим братом, а во-2-х, мой брат Джон в неком смысле является летучей мышью, так как в ней заключена его жизнь. Равным образом, ежели жизнь моей сестры Марии заключена в сове, сова является моей сестрой, а Мария - совой. Этот вывод напрашивался сам собой, и австралийские аборигены не преминули его сделать. Летучая мышь, раз она является животным парней, зовется братом, а сова, так как она является женской птицей, зовется сестрой. В согласовании с сиим мужчина в обращении называет даму совой, а она его - летучей мышью. Точно так же обстоят дела с половыми тотемами остальных племен. Например, у курнаи все казуары назывались "братьями" парней и все мужчины - казуарами, все славки именовались "сестрами" дам и все дамы - славками. Когда первобытный человек именует себя именованием животного, называет его своим "братом" и воздерживается от его умерщвления, такое животное именуется тотемным. Следовательно, летучая мышь, сова, казуар и славка у интересующих пас племен Юго-Восточной Австралии могут рассматриваться как половые тотемы в серьезном смысле слова. Вообщем, увязывание тотема с полом является явлением сравнимо редким, до этого времени его удалось найти лишь в Австралии. Почаще тотем связывается не с полом, а с кланом и передается по наследству по мужской либо по женской полосы. Отношение индивидума к клановому тотему ничем не различается от его дела к половому тотему: он не убивает тотемное животное, называет его "братом" и именует себя его именованием. Но раз речь в обоих вариантах идет о отношении 1-го типа, то и разъяснение, верное для 1-го варианта, обязано быть приложимо к другому. Причина, по которой клан почитает те либо другие виды животных и растений - ведь тотемом клана быть может и растение - и именует себя их именованием, лежит, видимо, в вере в то, что жизнь каждого члена клана связана с жизнью какого-нибудь представителя животного либо растительного вида и что следствием умерщвления этого животного и ликвидирования этого растения явится погибель соответственного человека. Это толкование чрезвычайно отлично увязывается с определением, которое дает западноавстралийскому тотему (kobong) сэр Джордж Грэй". "Меж семьей и кобонгом существует некоторая загадочная связь; член данной семьи никогда не уничтожит животное, принадлежащее к тому же виду, что и кобонг, ежели застанет его в состоянии сна. Ну и вообщем он убивает таковых животных без охоты и, до того как это сделать, постоянно дает животному возможность скрыться. Это является следствием домашнего поверья, согласно которому одна из особей данного вида является его наиблежайшим другом и уничтожить это животное великое грех, которого следует всячески избегать. Равным образом туземец, кобонгом которого является растение, при определенных обстоятельствах и в определенное время года не имеет права его срывать. Заметим, что, хотя таковой человек избегает причинять вред всем особям данного вида растений и животных, они не владеют в его очах схожей ценностью. Напротив, из всего вида подлинную ценность для него представляет одно-единственное растение, но так как он не знает, о каком конкретно животном либо растении речь идет, то оказывается принужденным воздерживаться от причинения вреда всем остальным особям из боязни разрушить одно из их. Данное разъяснение кланового тотема полностью согласуется с последствиями, которые обязано типо возыметь умерщвление представителя тотемного вида. "В один прекрасный момент кто-то из аборигенов убил ворону. Три либо четыре дня спустя погиб человек по имени Лерри из клана боортва (другими словами вороны). Хворал он уже некоторое количество дней, но умерщвление уингонга (тотема) ускорило его кончину". В данном случае убийство вороны стало предпосылкой погибели человека из клана вороны точно так же, как (когда речь шла о половом тотеме) убийство летучей мыши вызвало погибель мужчины - летучей мыши, а убийство совы - погибель женщины-совы. Равным образом убийство нагуала вызывает погибель индейца Центральной Америки, умерщвление лесной души - погибель калабарского негра, убийство таманиу - погибель обитателя острова Банкса, а смерть животного, в каком заключена душа сказочного волшебника либо великана, - погибель этого крайнего.