#18 Сообщение Astrolog » 28 мар 2015, 13:25
Огни кануна дня Всех Святых. Приведенные факты дают нам основание заключить, что более популярный и обширно всераспространенный праздничек огня у языческих предков европейских народов приходился на канун либо на самый день летнего солнцестояния. Совмещение этого праздничка с летним солнцестоянием навряд ли случаем. Быстрее можно представить, что наши языческие предки сознательно приурочили обряд разожжения огня на земле к моменту наивысшего подъема солнца на небе. Ежели это так, то отсюда следует, что древнейшие основоположники связанных с летним солнцестоянием обрядов следили летнее солнцестояние и остальные поворотные пункты движения светила и в некий мере соотносили календарь собственных праздничков с этими астрономическими наблюдениями. Но ежели это утверждение правомерно относительно коренных обитателей большей части континента, то оно, по-видимому, не будет справедливым по отношению к кельтским народам. населявшим западное побережье Европы, также острова и мысы, которые на северо-западе континента вдаются в Атлантический океан. Главные кельтские празднички огня, которые - пусть на ограниченной местности и в смягченной форме - уцелели до новейшего времени, видимо, не были соединены с положением солнца на небе. Всего таковых праздничков было два, и управлялись они с интервалом в 6 месяцев: один в канун первого мая, иной - в канун дня Всех Святых (другими словами 31 октября). Эти даты не совпадают ни с одним из 4 великих поворотных пт солнечного года: с днями летнего и зимнего солнцестояний либо весеннего и осеннего равноденствия. Не согласуются они и с основными моментами земледельческого года, другими словами с севом и уборкой урожая. Ведь к первому мая семечки издавна уже находятся в земле, а жатва кончается задолго до начала ноября, и к этому времени зерно издавна засыпано в закрома, сады и поля оголены, а деревья роняют собственный золотой убор. Тем более 1-ое мая и 1-ое ноября являются в Европе поворотными моментами года: 1-ое мая возвещает летнее тепло и обеспеченный растительный покров, а 1-ое ноября предвещает холод и бесплодие зимы. Дело в том, как правильно указал один компетентный и смышленый создатель, что, представляя для земледельца сравнимо малый энтузиазм, упомянутые даты чрезвычайно важны в очах европейца-скотовода: конкретно с приближением лета и с возникновением свежайшей травки пастух выгоняет собственный скот на пастбища, а с приближением зимы - вновь загоняет его в стойла. Потому нет ничего неописуемого в том, что деление кельтами года на два периода, один из которых заканчивается первого мая, а иной - первого ноября, относится ко времени, когда кельты были основным образом скотоводческим народом, и основное значение для их имели весенние дни, когда скот выпускали из загонов, и крайние осенние дни, когда его загоняли обратно в хлевы. Даже в Центральной Европе, удаленной от зоны расселения современных кельтов, у почти всех народов можно просто найти то же деление года. Границы этого деления - 1-ое мая и его канун (Вальпургиева ночь) и день Всех Святых сначала ноября (за которым под узким покровом христианства прячется старый языческий праздничек мертвых). Следовательно, можно представить, что делению года в согласовании с движением небесных светил по всей Европе предшествовало, так огласить, деление года по земному признаку, другими словами по началу лета и началу зимы.
Вроде бы то ни было, оба кельтских праздничка - 1-ое мая и 1-ое ноября, поточнее говоря, кануны этих 2-ух дней - чрезвычайно идентичны по присущей им обрядовости и по связанным с ними суевериям; сходство выдает глубокую древность этих обрядов, их чисто языческое происхождение. Празднование первого мая, либо Бельтана, как его называли кельты, которым начиналось лето, мы уже обрисовали. Остается поведать о праздновании дня Всех Святых, возвещающего начало зимы. Из этих 2-ух празднеств канун дня Всех Святых был в древности, возможно, более принципиальным, потому что, видимо, не деньком Бельтана, а сиим праздничком датировалось начало года по кельтскому календарю. На полуострове Мэн, где кельтский язык и кельтское право подольше всего смогли устоять против саксонских завоевателей, 1-ое ноября по старенькому стилю до недавнего времени числилось началом новейшего года в день Всех Святых. На полуострове Мэн участники процессии прогуливались повсюду, распевая на мэнском наречии песнь, которая начиналась словами: "Нынешний вечер - вечер новейшего года, Гонуннаа (Hogunnaa)". Обитатели старой Ирландии каждый год в день Всех Святых (Samhain) поновой раскладывали костры и от их священного пламени зажигали все другие огни. Этот обычай очевидно показывает на то, что день Всех Святых был первым деньком новейшего года, ведь более естественно представить, что новейший огонь раскладывался в 1-ый день новейшего года, чтоб его благодатное влияние распространялось на все следующие 12 месяцев. Очередное подтверждение того, что кельты датировали начало новейшего года первым ноября, можно почерпнуть из различных видов гаданий, к которым кельтские народы прибегали в день Всех Святых для того, чтоб выяснить, что ожидает их в дальнейшем году. А когда, как не сначала года, более естественно предсказывать будущее? День Святых, по представлениям кельтов, был более подходящим моментом для предсказаний и гаданий, он существенно превосходил в этом смысле день Бельтана. Следовательно, у нас есть основания заключить, что кельты исчисляли собственный год с празднования кануна дня Всех Святых, а не первого мая. К тому же выводу приводит и очередное существенное событие: празднование кануна дня Всех Святых ассоциировалось у кельтов с покойниками. Не только лишь посреди кельтов, да и по всей Европе канун дня Всех Святых, поточнее, ночь, знаменующая переход от осени к зиме, в давние времена, по-видимому, была тем временем, когда души погибших, как числилось, ворачиваются в свои прежние жилья, чтоб погреться у огня и подкрепиться обильным угощением, которое приготовила для их на кухне либо в общей комнате их любящая родня. Людям, естественно, приходило на разум, что приближение зимы побудит несчастные, голодные и дрожащие от холода души, скитающиеся по голым полям и опустевшим лесам, находить приюта у домашнего очага.