#2 Сообщение Astrolog » 28 мар 2015, 13:02
Это, в свою очередь, обосновывает, что симпатическая мистика была одним из первых средств (пусть иллюзорных) подчинения природных стихий нуждам человека,Двум разновидностям культа животных соответствуют и два различных обычая умерщвления бога в виде животного. Во-1-х, народы, которые ставят для себя за правило щадить культовое животное, тем более в редких праздничных вариантах его убивают, а время от времени и съедают. Выше мы привели примеры этого обычая и объяснили предпосылки его существования. Во-2-х, народы, у каких существует практика умерщвлять культовое животное, разглядывают его убийство как умерщвление бога и здесь же на месте, в особенности ежели идет речь о сильном и небезопасном животном, возмещают этот проступок извинениями и жертвами. В дополнение к этому рядовому искуплению такие народы раз в год совершают особенный искупительный ритуал, во время которого они с чувством особенного благоговения предают погибели избранного представителя данного вида. Постороннему наблюдающему несложно спутать эти два типа ритуального жертвоприношения; для различения мы хотим предложить именовать их соответственно египетским и айнским типами. Чтоб узнать, к какому из этих типов принадлежит тот либо другой определенный вариант, нужно установить, представляет ли жертвенное животное вид, который истреблению не подлежит, либо вид, который принято истреблять. В первом случае идет речь о таинстве египетского, во 2-м случае айнского типа. Примеры обоих этих видов таинства можно почерпнуть из быта пастушеских народов. "Потому что, - пишет Адольф Бастиан, - скотоводы в тех либо других вариантах бывают обязаны продавать скот чужеземцам, которые могут неуважительно обойтись с костями животных, они стремятся отвратить опасность, которую влечет за собой это святотатство, теп, что превращают одно животное из стада в объект культа и з узеньком семейном кругу при закрытых дверях причащаются его мясом, после этого оказывают его костям почести, полагающиеся, строго говоря, каждой особи вида. Вообщем, ежели эти почести оказать избранному представителю вида с подабающим тщанием, то эту честь с ним поделят другие особи. Почти все народы, основным образом народы, живущие на Кавказе, устраивают такового рода семейные трапезы. Когда в весеннюю пору абхазские пастухи сообща причащались мясом жертвенного животного с посохами в руках и перепоясанными чреслами, это смотрелось сразу как таинство и как клятва во взаимной помощи и поддержке. Ведь клятва, сопровождаемая причащением мясом священного животного, является прочнейшей из всех клятв; в данном случае клятвопреступник никак не может уйти от мести бога, - ведь, будучи им съеден, бог стал частью его тела". Речь тут идет о таинстве айнского либо искупительного типа, о стремлении возместить виду утраты, которые приносит ему человек. Схожее жертвоприношение, отличающееся только в деталях, существует у калмыков, для которых баранина является одним из главных видов еды. Богатые калмыки приносят в жертву белоснежного барана, которого они именуют "небесный баран" либо "баран духа"; его не стригут, не считая того, это животное не подлежит продаже. Когда у владельца возникает желание заменить священного старенького барана юным барашком, устраивается праздничек, на который приглашаются соседи. В один красивый день - традиционно это бывает в осеннюю пору, когда стада овец в особенности тучны, - местный чернокнижник закалывает старенького барана, предварительно побрызгав на него молоком. Баранина идет на стол, а скелет с добавлением порции жира сжигается на алтаре из гумуса, после этого шкуру, голову и ноги барана развешивают для обозрения. Бастиан Адольф (1826-1905) - большой германский ученый, этнограф и путник, один из основателей этнографической науки в Европе. Эталон таинства египетского типа мы находим у тода, пастушеской народности на юге Индии, питающейся в основном молоком буйволиц. "У их буйвол является в некий мере животным священным", люд проявляет о нем "величайшую заботу с примесью поклонения". Тода ни в коем случае не едят мясо самки буйвола и обыкновенно воздерживаются от потребления в еду мяса буйволов-самцов. Крайнее правило допускает, вообщем, одно исключение. Один раз в год все взрослые мужчины селения принимают роль в обряде заклания и съедения новорожденного, не достигшего месячного возраста буйволенка-самца. Этого буйволенка тода заводят в скрытое черное место на лесной опушке и там убивают дубиной из священного дерева (Millingtonia). После чего трением возжигают священный огонь и зажаривают мясо буйволенка на углях определенного вида деревьев. Право роли в ритуальной трапезе принадлежит только мужчинам. Это единственный вариант, когда тода едят мясо буйвола. Племя мади, либо моро, из Центральной Африки, основное достояние которого составляет скот, - хотя занимается оно и земледелием - совершает в определенных праздничных вариантах ритуальное жертвоприношение барашка. Ах так смотрится этот ритуал в описании д-ра Фелькина: "Через установленные промежутки времени - кажется, это случается раз в году - тут соблюдают превосходный обычай. Смысл этого обычая мне с точностью установить не удалось. Он, но, содействует тому, что настроение у местных обитателей, до того сильно сокрушавшихся, улучшается, так что к концу ритуала, ежели совершается он подабающим образом, они прямо-таки ликуют. А происходит последующее. Крупная масса людей всех возрастов собирается и рассаживается вокруг камешков, расположенных по кругу рядом с дорогой, поточнее, узенькой тропинкой. Мальчишка приводит отборного ягненка и четыре раза обводит его вокруг собравшихся. При всем этом люди выщипывают из него клочки шерсти и прикладывают их к голове либо к иной части nела. Позже представитель жреческого сословия подводит ягненка к камням и убивает его. Четырежды набрав овечьей крови, он разбрызгивает ее над головами людей. Позже он обмазывает кровью каждого из собравшихся в отдельности. Детям он выводит кровью кружок на нижнем конце грудной кости, дамам и девушкам делает метки над правой и левой грудью, а мужчинам рисует отметину на каждом плече. Потом он разъясняет народу смысл этого ритуала и призывает его проявлять сострадание... По окончании проповеди, которая время от времени бывает чрезвычайно длинноватой, любой из присутствующих кладет на камешки либо рядом с ними по листку и удаляется в великой радости. Череп ягненка подвешивают на дереве около камешков, а его мясо съедают бедняки. И в остальных вариантах мади справляют этот же ритуал, но с наименьшим размахом. Так, ежели какая-нибудь семья понесла томную утрату либо в ней кто-то захворал, соседи собираются и убивают ягненка. Считается, что это оградит их от дальнейших напастей. То же жертвоприношение совершается на могилах погибших друзей и по таковым веселым поводам, как возвращение отпрыска домой опосля чрезвычайно долговременной отлучки". Удовлетворенность людей по случаю закапывания ягненка указывает, что речь тут идет о священном животном, чью погибель участники данного культа оплакивают, как калифорнийские краснокожие оплакивали погибель священного канюка, а египтяне - фиванского овна.