#9 Сообщение Astrolog » 28 мар 2015, 01:42
"В Ариции много Маниев". Сейчас мы получаем возможность разъяснить поговорку "В Ариции много Маниев". Maniae - римляне называли караваи в форме людей, выпекаемые, видимо, основным образом в Ариции. Но "маниями" римляне называли не только лишь эти караваи, но также мама и бабушку духов, которым на праздничке Компиталий они посвящали шерстяные изображения дам и парней. Эти изображения вывешивались на дверях всех римских домов: по одному - на каждого вольного домочадца и по одному (но иной формы) - на каждого раба. Делалось это поэтому, что в сей день повсюду типо бродили души погибших, и была надежда, что они-по доброте ли душевной либо просто по оплошности - заместо обитателей дома захватят с собой их статуэтки, Эти шерстяные куколки, докладывает предание, пришли на замену старому обычаю принесения человечьих жертв. Фрагментарность и недостоверность находящихся в нашем распоряжении данных не дает нам способности выстроить доказательную теорию. Можно, но, выдвинуть гипотезу, что булки в людской форме, выпекаемые в Арицип, служили причастными хлебами и в древности, когда священного Царя Леса каждый год предавали погибели. Булкам сиим, подобно фигурам из теста мексиканских богов, придавали черты сходства с ним, и верующие ими причащались. Ведь принесением человечьих жертв сопровождались также мексиканские ритуалы в честь бога Гуитцилопочтли. Таковым образом, предание, гласящее, что Манием звали основоположника священной рощи в Ариции, от которого произошло-де много Маниев, представляет собой этимологический миф, изобретенный для того, чтоб разъяснить заглавие обрядовых хлебов - maniae. Смутный отзвук изначальной связи этих хлебов с человечьими жертвоприношениями, видимо, дает себя знать в рассказе о том, что изображения, посвящаемые Маниям на праздничке Компиталий, пришли на замену принесению человечьих жертв. Может быть, вообщем, что это предание не имеет под собой никакой земли - ведь обычай выставлять чучела, чтоб отвлечь внимание духов и бесов от невинных людей, встречается чрезвычайно нередко. Так, обитатели Тибета испытывают ужас перед нескончаемым числом земных бесов, находящихся в руководстве у старенькой мамы Хен-Ма. Наряжена эта богиняее можно сопоставить с римскими Маниями, мамой либо праматерью теней, - в одежды золотисто-желтых тонов, держит в руке золотой аркан и ездит верхом на баране. Для того чтоб предохранить жилой дом от нечистой силы, которой командует древняя мама Хен-Ма, над дверью с наружной стороны подвешивают достаточно сложное приспособление, с виду напоминающее люстру. Оно содержит в для себя бараний череп, набор драгоценностей (золотую фольгу, серебро и бирюзу), сушеную провизию (рис, пшеницу, бобы) и, в конце концов, статуэтки (либо портреты) мужчины, дамы и дома. "Эти фигуры мужчины, его супруги и дома выставляются для того, чтоб одурачить бесов, ежели те, невзирая на подношения, все-же надумают придти, создав у их ошибочное воспоминание, что эти-то изображения и являются жителями дома, чтоб они выплеснули свою ярость на эти деревяшки не тронули живых жителей дома". Когда все готово, жрец молит старенькую мама Хен-Ма соблаговолить принять эти неповторимые подношения и закрыть отверзтые врата земли, чтоб нечистая сила не смогла выйти наружу и нанести вред домашним. Часто чучела употребляются как средства предупреждения и предотвращения заболеваний. При всем этом бесы или принимают чучела за живых людей по ошибке, или их вынуждают войти в их силой либо при помощи убеждения, оставляя тем целыми и невредимыми живых людей. Так, альфуры из Минагассы (на полуострове Целебес) в других вариантах перевозят больного из 1-го дома в иной, а на его постели оставляют куколку, сделанную из подушечки и белья. Считается, что бес воспримет эту куколку за больного и крайний поправится. В особенном почете эти средства предупреждения и исцеления заболеваний находятся у обитателей острова Борнео. Когда на полуострове свирепствует эпидемия, даяки с берегов реки Катунгоув ставят у дверей собственных домов древесные скульптуры в надежде, что это введет бесов чумы в заблуждение и что заместо людей они заберут с собой изображения. Когда туземцам олонгаджу с Борнео кажется, что некто мучается от нападений призрака, они лепят кукол из теста и подбрасывают их в дом заместо больного, который, как считается, после чего должен выздороветь. Ежели кто-либо из обитателей неких областей на западе Борнео нежданно и тяжело заболевает, доктор (эту роль там, обычно, выполняет старуха) изготовляет фигурку из дерева и семь раз прикасается ею к голове больного, повторяя: "Это чучело изготовлено, чтоб занять место больного. Заболевание, перейди на чучело". После чего фигурку, также незначительно риса, соли и табака несут в корзине на то место, где злой дух типо вошел в человека. Там куколку ставят на землю, опосля того как шаманка произносит последующее заклинание: "О злой дух, вот чучело, которое замещает больного. Выпусти дух больного и передай заболевание чучелу. Погляди-ка, оно привлекательнее и лучше больного". Шаманы батаков обладают искусством изгонять беса заболевания из тела больного в скульптуру из бананового дерева с лицом человека, завернутую в чудодейственные травки. После чего скульптуру спешно уносят и выбрасывают либо зарывают за пределами селения. Время от времени чучело, одетое в зависимости от пола пациента в мужское либо в женское платьице, выставляют на перекрестке либо на оживленной улице в надежде, что, увидев его, кто-либо из прохожих остановится и заорет: "О, да такой-то погиб!" Считается, что это восклицание вызовет у беса обманчивую уверенность, что он уже достигнул собственной цели; в таком случае он оставит больного в покое. Майдараты из группы племен сакаев Малайского полуострова разъясняют все заболевания вмешательством духов, которых они зовут пуат. К счастью, местный чернокнижник владеет способностью прогонять эти зловредные существа из тела больного и загонять их в грубые травяные чучела, которые вывешиваются с наружной стороны домов в маленьких колоколообразных ковчегах, увенчанных очищенными от коры палками. Во время эпидемии оспы негры-эве время от времени расчищают место за селением, насыпают на нем ряд низких курганов и ставят на их столько малеханьких глиняных фигурок, сколько обитателей насчитывает селение. Для того чтоб дух оспы мог подкрепить силы, они выставляют горшки с едой и с водой. Дух оспы, надеются они, заберет заместо живых людей эти глиняные фигуры. А чтоб наверное обезопасить себя, эти негры воздвигают баррикаду на дороге, ведущей в селение.