#9 Сообщение Astrolog » 28 мар 2015, 01:39
В свете этих параллелей верования и обычаи египтян, относящиеся к свинье, быстрее основывались на представлении о исключительной святости этого животного, ежели на представлении о его последней нечистоте. Выражаясь поточнее, египтяне лицезрели в свинье не попросту нечистое, отталкивающее животное, да и существо, в высшей степени одаренное сверхъестественными возможностями. Они относились к свинье с тем изначальным чувством религиозного кошмара, в каком практически в равных дозах перемешаны глубочайшее преклонение и глубочайшее отвращение. От внимания самих старых не ускользнуло то событие, что у чувства неприязни, которое свинья вызывала в египтянах, имелась обратная сторона. У греческого астролога и математика Эвдокса, который провел в Египте 14 месяцев и беседовал с тамошними жрецами, сложилось воспоминание, что египтяне не трогали сытней не из чувства отвращения, а из суждений их полезности в сельском хозяйстве. Ежели верить этому греческому ученому, опосля отлива Нила египтяне выпускали на поля стада свиней, которые втаптывали семечки в сырую землю. Отношение к животному, которое возбуждает настолько противоречивые чувства, естественно, не различалось однозначностью и всепостоянством. Со временем одно из противоречивых эмоций одерживало победу, и в зависимости от того, преобладало ли чувство почитания либо чувство отвращения, животное то поднималось на уровень бога, то опускалось до уровня беса. Эта крайняя судьба и поняла у египтян свинью. Вправду, в исторические времена в Египте чувство отвращения по отношению к свинье очевидно перевесило чувство поклонения, которое египтяне испытывали к ней в прошедшем и следы которого сохранились в позднейшие эры. Свинью стали разглядывать как воплощение Сета либо Тифона, египетского варианта беса, неприятеля Осириса, Согласно преданию, Тифон в виде темной свиньи поранил глаз бога Гора, который кинул его за это сожжению и организовал жертвоприношение свиньи, опосля того как бог солнца Ра объявил это животное мерзким. Что все-таки касается предания о том, что во время охоты на вепря Тифон нашел тело Осириса и искалечил его, что и послужило предпосылкой ежегодного принесения в жертву свиней, то оно представляет собой модернизированную версию наиболее старого предания: что Осириса, равно как и Аттиса и Адониса, растерзал вепрь либо Тифон в виде вепря. Итак, ежегодное принесение свиньи в жертву Осирису можно истолковывать как месть враждебному животному, убившему и растерзавшему бога. Но основное не это, а то, что раз уж животное лишь один раз в году предают закланию с соблюдением пышного ритуала жертвоприношения, то идет речь о священном животном, о животном, которое из чувства благоговения не решаются трогать в протяжении остальной части года и, в конце концов, убивают тоже в качестве бога. Не считая того, пример Диониса и Деметры (не говоря уж о Аттисе и Адонисе) уверил нас в том, что животное, которое приносят в жертву богу на том основании, что оно воинственно ему, сначало могло быть и вправду было самим сиим богом. Потому ежегодное принесение свиньи в жертву Осирису вместе с утверждением, что это животное типо воинственно богу, свидетельствует, во-1-х, о том, что сначало свинья была богом, а во-2-х, что была она конкретно Осирисом. Когда в белоснежнее позднюю эру Осирис заполучил черты антропоморфного божества и его связь со свиньей была предана забвению, это животное поначалу стали различать от бога, а потом мифологи, которым показалось, что приносить животное в жертву богу можно единственно на том основании, что оно ему воинственно, превратили свинью во неприятеля Осириса. Ибо приносить в жертву богам, по выражению Плутарха, надлежит не то, что им недешево, а то, что им ненавистно. Несчастный вред, который наносят посевам одичавшие кабаны, послужил достаточным основанием для того, чтоб изобразить этих животных неприятелями духа хлебов, хотя сначало, ежели принять нашу гипотезу, сама свобода передвижения кабанов по посевам наводила фермеров на мысль о тождественности этих животных духу хлеба. Противопоставлять же их ему стали позже. Отождествление Осириса со свиньей обосновывает и то, что принесение свиней в жертву Осирису совершалось как раз в тот день, когда этот бог, по преданию, был умерщвлен. Следовательно, умерщвление борова представляло собой ежегодную инсценировку убийства Осириса, подобно тому как сбрасывание свиней в пещеры во время празднования тесмофорий было аллегорией нисхождения Персефоны в подземный мир. Параллели этих обычаев имеются в жатвенных ритуалах евро крестьянства, во время которых в качестве представителей хлебного духа убивают козла, петушка и остальных животных. Итак, сначало боров был самим Осирисом, и только позже в нем стали созидать воплощение его неприятеля Тифона. В пользу данной теории говорит также то событие, что воплощениями Тифона служили рыжеволосые люди и рыжие быки. Что касается рыжеволосых людей, которых сжигали и чей пепел рассеивали с помощью веялок, то выше мы привели мощные доводы в пользу того, чтоб считать их наряду со щенками рыжей масти, которых убивали в весеннюю пору в Риме, представителями самого духа хлебов, другими словами Осириса. Мы, а именно, считаем, что убивали таковых людей очевидно с целью вынудить золотиться спелые хлеба. Но в наиболее поздние времена этих людей стали разглядывать уже не как представителей Осириса, как представителей его неприятеля Тифона, а в их умерщвлении стали созидать акт справедливого возмездия. Относительно волов с рыжей шерстью позже также пришли к выводу, что закалывали их-де из-за сходства с Тифоном, хотя можно с большей толикой вероятности допустить, что сначало убивали их как раз из-за сходства с Осирисом. Волов, как мы удостоверились, нередко закалывали на поле жатвы как представителей хлебного духа.