#13 Сообщение Astrolog » 28 мар 2015, 01:33
Та же практика, возможно, имела место во Фригин. Аттис был сначала богом деревьев; его связь с хлебом, как видно на примере обычаев, сходных с обычаем Жатвенного мая, вероятнее всего, была менее как расширением его власти над деревьями. Не считая того, представителя Аттиса, вероятнее всего, убивали в весеннюю пору, тогда как погибель Литиерса приходится на лето либо на осень, другими словами на время уборки урожая во Фригии. Так что, ежели у нас нет оснований созидать в Литиерсе макет Аттиса, мы, в общем, можем считать их независящими порождениями одной и той же религиозной идеи; в таком случае они находятся меж собой в отношении схожем тому, в котором с Европе Старик находится к Дикарю либо Лиственному Человеку. В обоих вариантах мы имеем дело с духами либо божествами растительности, и в обоих вариантах их личных представителей каждый год приносили в жертву. Но культ Аттиса достиг статуса гос религии и распространился вплоть до Италии, в то время как культ Литиерса, видимо, никогда так не вышел за границы родной Фригии, где навсегда сохранился в качестве деревенского обрядового цикла, который справляли фермеры на жатвенном поле. Самое большее, несколько деревень, как в случае с кондами, могли объединить усилия в поисках людской жертвы, подлежащей умерщвлению ради общего блага в качестве представителя хлебного духа. Рекрутировали этих жертв, видимо, из семейств маленьких и больших царей-жрецов, в силу чего же предание и превращает Литиерса в королевского отпрыска и в царя. В случае ежели несколько деревень не действовали сообща, то каждой деревне либо каждой усадьбе приходилось раздобывать собственного представителя духа хлеба, другими словами обрекать на погибель хоть какого прохожего чужестранца или участника уборки урожая, который сжал, связал либо обмолотил крайний сноп. Не исключено также, что практика охоты за головами в целях обеспечения роста посевов была в древности у грубых жителей Европы и Западной Азии настолько же обыденным делом, каким она является - либо до недавнего времени являлась - у первобытных земледельческих племен Ассама, Бирмы, Филиппинских островов и островов Индийского архипелага. Чуть ли есть необходимость добавлять, что старенькый варварский обычаи умерщвления человека на поле жатвы либо на гумне задолго до начала классической эры перевоплотился в обычный спектакль. и сами жнецы и молотильщики, видимо, считали его менее как грубой шуточкой, сыграть которую с чужестранцем, товарищем либо даже с самим владельцем позволяла им популярная распущенность характеров во время жатвы. Мы в таковых подробностях разобрали гимн о Литиерсе поэтому, что он содержит в для себя много сходных черт с европейскими народными обычаями и с обычаями первобытных нарсудов. Что касается жатвенных песнопений народов Западной Азии и Египта, на которые мы направили внимание выше, то мы затратим на их обсуждение куда меньше времени. Сходство вифинийского Борма с фригийцем Литиерсом придает доказательность нашему осознанию крайнего. Борм, чью погибель, поточнее, чье исчезновение жнецы каждый год оплакивали в жалобном песнопении, подобно Литиерсу, был королевским отпрыском либо, по последней мере, отпрыском человека обеспеченного и авторитетного. Жнецы, за работой которых он следил, трудились на принадлежавших ему полях, и исчез он, отправившись для их за водой. Ежели верить одному варианту предания, его увлекли за собой нимфы; речь, естественно, идет о нимфах источника либо водоема, к которому Борм пошел за водой. Это исчезновение Борма, ежели поглядеть на него через призму предания о Литиерсе либо европейских народных обычаев, является отголоском обычая завязывать в сноп самого владельца поля и кидать его в воду. Жалобный мотив, который распевали жнецы, был, возможно, причитанием по случаю погибели духа хлеба в виде сжатого колоса либо в лице его представителя-человека: что все-таки касается призыва, который направляли к духу, то это была, скорее всего, молитва о том, чтоб он возвратился в последующем году со свежайшими силами, Финикийцы исполняли песнь в честь Лина во время сбора винограда; так, по последней мере, ежели верить сообщению Гомера, обстояли дела в Малой Азии. Это событие, ежели прибавить к нему предание о Силее, свидетельствует о том, что в древности виноградари обходились с прохожими чужаками приблизительно так же, как жнец Литиерс. Предание гласит, что лидиец Силей силой заставлял прохожих работать на его винограднике, пока в конце концов не явился Геркулес, который убил его и с корнем вырвал его виноградные лозы, В собственных главных чертах это предание сходно с преданием о Литиерсе, хотя ни труды старых создателей, ни современные народные обычаи не дают способности вернуть его в деталях. Возможно, песнь о Лице пели и финикийские жнецы, раз Геродот ассоциирует это песнопение с "Манеросом", который, как мы удостоверились, был причитанием египетских жнецов над сжатым хлебом. Лин, не считая того, отождествлялся с Адонисом, меж тем как есть основания считать этого крайнего по преимуществу богом хлеба. Так что причитание о Лине, распеваемое во время жатвы, идентично причитанию о Адонисе: речь в обоих вариантах идет о стенаниях жнецов по случаю погибели хлебного духа. Но в то время как Адонис, подобно Аттису, перевоплотился в величавый мифологический образ, ставший предметом поклонения и оплакивания в сверкающих городках далековато за пределами его родной Фнникии, Лин остался менее как обычным напевом, который исполняли посреди снопов и лоз виноградари и жнецы.