#2 Сообщение Astrolog » 28 мар 2015, 01:29
В это описание индейского обычая, видимо, закралась ошибка. Речь, вероятнее всего, шла не о амбаре, а о Мамы Маиса - обряженном пучке маиса, которому перуанцы поклонялись и который считали своим божеством. Это предположение находит доказательство в другом сообщении. У перуанцев, говорится в нем, бытовало верование, что всем полезным растениям жизнь дает некоторое божество, вызывающее их рост. В зависимости от вида растения это божественное существо именовалось Мамой Маиса, Мамой Киноа, Мамой Кока либо Мамой Картофеля. Изображения этих божественных матерей изготовлялись соответственно из стеблей маиса, листьев киноа либо кока. Их обряжали в дамские одежды и, делали предметами культа. Так, в роли Мамы Маиса выступала куколка, изготовленная из стеблей маиса и с головы до ног одетая в женскую одежду. Краснокожие верили, что, "будучи мамой, она владеет способностью давать жизнь большому числу маисовых початков". Возможно, в силу этого происшествия Акоста не сообразил собственного информатора. В его описании Мама Маиса является не амбаром, а снопом маиса, одетым в богатые одежды. Перуанскую Мама Маиса, как и Жатвенную Деву в Балкуихиддере, хранили в течение года, чтоб при ее содействии рос и умножался посев маиса. Вообщем, чтоб сил Мамы хватило до последующей жатвы, краснокожие в протяжении года осведомлялись о ее самочувствии, и, ежели она отвечала, что ощущает себя плохо, ее сжигали и подменяли новейшей Мамой, "чтоб маисовое семя не погибло". Этот обычай дает убедительное доказательство нашему разъяснению обстоятельств повторяющегося и эпизодического умерщвления бога. Мамы Маиса, обычно, дозволяли жить в течение года, потому что числилось, что в протяжении этого периода времени сила не покидала ее. При первом же признаке упадка данной силы Мама Маиса предавали погибели, а чтоб не захирел не умер маис, ее место занимала новенькая, свежайшая и полная сил Мама Маиса. Мама Риса у народов Ост-Индии. Ежели смысл жатвенных обрядов современных народов Европы еще вызывает колебание у читателя, то, может быть, его рассеет сопоставление этих обрядов с обычаями, соблюдаемыми во время уборки риса жителями Малайского полуострова и даяками острова Борнео. В отличие от наших европейских фермеров, эти восточные народности еще не вышли из той стадии развития, на которой эти обычаи появились. Их теория продолжает потому находиться в гармонии с их практикой. Необычные ритуалы, которые для европейцев давным-давно стали менее чем пережитками дальнего прошедшего, утехами фермеров, непонятными для образованных слоев общества, являются еще для народов Ост-Индии живой реальностью, которую они могут понятно и правдиво разъяснить. В силу этого рассмотрение их верований и обычаев, связанных с обработкой риса, может пролить свет на настоящий смысл сельскохозяйственных обрядов в Старой Греции и в современной Европе. Ритуалы, соблюдаемые в отношении риса малайцами и даяками, полностью зиждутся на простом представлении о рисе, как о одушевленном существе с душой, схожей той, какой, как считают эти народы, владеют и люди. Размножение, рост, увядание и погибель риса они разъясняют, исходя из числа тех же принципов, которые служат разъяснению подобных действий в жизни человека. Они представляют, что, как и в теле человека, в волокнах растений содержится некоторая жизненная сила, которая так независима от самого этого растения, что быть может на определенное время на сто процентов разделена от него без пагубных для растения последствий. За неимением лучшего термина назовем эту жизненно нужную для растения, хотя и отделимую от него часть его душой, так же как принято считать, что схожая жизненно нужная, но отделимая частичка составляет людскую душу. Итак вот, конкретно на этом представлении, поточнее, на этом мифе о душе растения и зиждется весь культ злаковых, подобно тому как культ мертвых полностью основан на представлении либо мифе о людской душе. В обоих вариантах идет речь о кое-чем вроде постройки, воздвигнутой на хрупком и ненадежном фундаменте. Придерживаясь верования, что, подобно человеку, рис владеет душой, индонезийцы, естественно, обращаются с ним с таковым же почтением и с таковой же заботой, как и с для себя схожими. Например, их поведение по отношению к расцветающим побегам риса ничем не различается от поведения по отношению к беременной даме. Чтоб не испугать душу риса, которая могла бы сделать выкидыш не принести урожая, они в полях не стреляют из ружей не издают громких звуков. По той же причине они не молвят там о трупах и бесах. Наиболее того, они кормят расцветающий рис едой, которая считается полезной будущим матерям. Когда же начинает наливаться зерно, с ним обращаются как с новорожденным: дамы прогуливаются по полям и, как малышей, подкармливают растения рисовой похлебкой. В таковых естественных и тривиальных аналогиях, как аналогии меж расцветающим рисом и беременной дамой и меж наливающимися зернами риса и малышом, следует находить истоки и схожего греческого представления о Мамы Хлеба и Дочери Хлеба, о Деметре и Персефоне. Ежели даже громкий шум на поле стращал боязливого женственного духа риса до таковой степени, что у него мог произойти выкидыш, несложно вообразить для себя, какие чувства он был должен испытывать во время жатвы, когда у людей возникает печальная необходимость срезать стволы риса. В настолько критический период необходимо было принять все вероятные меры, чтоб сделать сбор урожая, эту нужную хирургическую операцию, как можно наименее приметным и болезненным. С данной целью для жатвы риса употребляют ножики особенной формы. Лезвия их укрыты в руках жнецов и потому не вызывают испуга у духа риса до самого крайнего момента, когда злак обезглавливают практически неощутимо для него самого. Из настолько же пикантных суждений работающие в поле жнецы пользуются особенными выражениями, смысл которых, как им кажется, дух риса не может поймать и потому не может знать, что его ждет, пока его метелки не оказываются в безопасном месте, другими словами в корзине.