#2 Сообщение Astrolog » 28 мар 2015, 01:21
Важную роль Мама Хлеба играет и в жатвенных ритуалах. Считается, что она прячется в крайних стеблях, остающихся в ноле опосля жатвы. Сжать эти стволы - означает либо изловить Мама Хлеба, или ее изгнать, или уничтожить. В первом случае крайний сноп с радостью приносят домой и оказывают ему божеские почести. Его кладут в амбар, а когда приходят время молотьбы, хлебный дух возникает вновь. В окружении Хадельн (земля Ганновер) жнецы обступают крайний сноп я колотят по нему палками для того, чтоб прогнать из него Мама Хлеба. Они кричат друг дружке: "Вон она Бей ее Гляди, вроде бы она тебя не схватила!" Длится это избиение до того времени, пока не окончен обмолот зерна. Когда обмолот окончен, считается, что Мама Хлеба изгнана. В окрестностях городка Данцига крестьянин, срезав крайние колосья, делает из их куколку, которую именует Мамой Хлеба либо Старухой и привозит в родное селение на крайней тележке. В неких областях земли Шлезвиг-Гольштейн крайний сноп обряжают в женское платьице и именуют Мамой Хлеба. Его привозят домой на крайнем возу и вымачивают в воде, что, непременно, представляет собой дождевые чары. В районе Брука, в Штирип, из крайнего снопа - его именуют Мамой Хлеба фигурку дамы делает пожилая замужняя дама в возрасте от пятидесяти до пятидесяти 5 лет. От снопа отрывают самые прекрасные колосья и сплетают из их вперемежку с цветами венок, который самая прекрасная женщина в селении песет местному фермеру либо помещику. Саму Мама Хлеба кладут в амбар для того, чтоб она отгоняла мышей. В остальных деревнях такого же района два парня в конце жатвы уносят с поля Мама Хлеба (другими словами крайний сноп) на острие шеста. Они шествуют за женщиной, украшенной венком, к помещичьему лому. Помещик воспринимает венок и вешает его у себя в зале, а Мама Хлеба кладут на кучу поленьев, так что во время ужина и танцев, посвященных окончанию жатвы, она оказывается в центре внимания. После чего ее подвешивают в амбаре, где она .остается до окончания молотьбы. Крестьянина, который сделал крайний удар цепом во время молотьбы, именуют отпрыском Мамы Хлеба. Его привязывают к Мамы Хлеба, колотят и проносят по деревне. В наиблежайшее воскресенье венок, изготовленный из колосьев крайнего снопа, освящают в церкви, и он хранится до весны. А в канун Пасхи семилетняя девченка выковыривает из этих колосьев зерна и раскидывает их посреди юных всходов. На Рождество траву от венка подкладывают в ясли для того, чтоб скотина отлично плодилась. Все это недвусмысленно показывает на то, что в сознании фермеров Мама Хлеба связывалась с плодородием и изобилием. Славяне также именуют крайний сноп Мамой Ржи, Пшеницы, Овса, Ячменя и т.д. в зависимости от засеваемой культуры. В Тарновской области, в Галиции, венок, сплетенный из крайних колосьев, именуют Мамой Пшеницы, Мамой Ржи либо Мамой Гороха. Его хранят до весны, после этого часть зерна из вплетенных в венок колосьев подмешивают к семенам. Этот обычай - очередное свидетельство веры в оплодотворяющую способность Мамы Хлеба. Во Франции, близ городка Оксерра, фермеры также именуют крайний сноп Мамой Пшеницы, Мамой Ячменя, Мамой Ржи либо Мамой Овса. Местные обитатели оставляют его в поле до того времени, пока в селение не отчаливает крайняя тележка, груженная снопами. Тогда они делают из него куколку, которую обряжают в крестьянские одежды и украшают короной и шарфом голубого либо белоснежного цвета. В грудь куколки, которая сейчас носит имя Церера, втыкают ветку дерева. Вечерком Цереру ставят посредине танцевальной площадки, и самый качественный жнец пляшет вокруг нее с самой прекрасной женщиной. По окончании танцев складывают погребальный костер. Девушки с венками на голове раздевают чучело, разрывают его на части и совместно с цветами, служившими ему украшениями, кидают на костер. После чего женщина, которая первой закончила жатву, зажигает костер, и все присутствующие обращаются к Церере с молитвой о неплохом урожае на будущий год. Старый обычай, замечает Маннхардт, сохранился тут в неприкосновенности, хотя имя снопа, Церера, несколько дает школьной премудростью. Обитатели Верхней Бретани придают крайнему снопу форму человека. Ежели крестьянин, сжавший крайний сноп, женат, чучело делают в виде матрешки, вкладывая в него куколку гораздо меньше. Именуют это сооружение Мамой Снопа. Чучело отдают супруге крестьянина, которая его развязывает и дает принесшим средства на выпивку. В неких вариантах крайний сноп зовут не Мамой Хлеба, а Мамой Жатвы либо Великой Мамой. В Оснабрюкском окружении земли Ганновер он носит заглавие Мамы Жатвы. Этот сноп делают в виде дамы, и жнецы пляшут вокруг него. В неких районах Вестфалии, для того чтоб сделать крайний сноп ржи потяжелее, к нему привязывают камешки. Местные обитатели привозят его в селение на крайней подводе и зовут Великой Мамой, хотя не придают снопу какой-нибудь определенной формы. В Эрфуртском окружении Великой Мамой именуют чрезвычайно тяжкий сноп (не непременно крайний). На крайней тележке его подвозят к амбару, где фермеры все совместно стаскивают его с воза под градом шуток. В остальных местах крайний сноп зовут Бабушкой и украшают цветами, лентами и дамским передником. В Восточной Пруссии во время жатвы пшеницы либо ржи жницы кричат даме, связывающей крайний сноп: "Для тебя досталась древняя Бабушка!" В окрестностях городка Магдебурга батраки и батрачки соревнуются за право связать крайний сноп по имени Бабушка. Тот (либо та), кому это получится, женится (либо выйдет замуж) в последующем году. Ежели крайний сноп свяжет женщина, то она выйдет замуж за вдовца; ежели вязать сноп достанется неженатому мужчине, он женится на старенькой карге. В прошедшем в Силезии Бабушке, большой связке из 3-х либо 4 снопов (изготовлял ее тот, кто вязал крайний сноп), придавали черты сходства с человеком. В окрестностях городка Белфаста крайний сноп время от времени именуют Бабусей. Срезают его типичным методом: жнецы кидают серпы, стараясь срезать стволы. Сноп связывают и хранят до последующей осени. Тот (либо та), кому достанется связать этот сноп, в течение года женится (либо выйдет замуж). Крайний сноп нередко именуют также Старухой либо Стариком. В Германии его часто делают в форме дамы и одевают в женское платьице. О срезавшем либо связавшем его человеке молвят, что он заполучил Старуху. В Альтисгейме (Швабия), когда, кроме единственной полосы, весь сбор уже собран, жнецы стают перед данной полосой в ряд и каждый стремится может быть скорее сжать свою часть, а тот, кто в этом состязании оказывается крайним, получает Старуху. Когда снопы складывают в копны, тот, кто хватает Старуху (наибольший и самый тяжкий сноп), становится предметом шуток со стороны других жнецов, которые кричат ему: "Заполучил Старуху, сейчас не отвертишься". Нередко Старухой зовут даму, которая вяжет крайний сноп. При всем этом убеждают, что на последующий год она выйдет замуж. В Нейзассе (Западная Пруссия) Старухой именуют и крайний сноп - на него надевают куртку, шапку и ленты, - и жницу, которая его связала. Их привозят в селение на крайней подводе и окатывают водой. В неких областях на севере Германии крайнему снопу придают сходство с человеком и именуют его Стариком. О даме, связавшей крайний сноп, молвят, что еп достался Старик.