#3 Сообщение Astrolog » 27 мар 2015, 18:51
Из этого следует, что церковь приняла решение праздновать день рождения собственного основоположника 25 декабря для того, чтоб перевести религиозное рвение язычников с солнца на того, кто звался Солнцем справедливости. В таком случае нет ничего неописуемого в гипотезе о том, что того же порядка мотивы могли побудить церковные власти уподобить Пасху, другими словами празднование погибели и воскресения господа, празднованию погибели и воскресения другого азиатского бога, которое приходилось на то же время года. Вправду, греческие, сицилийские и итальянские пасхальные ритуалы умопомрачительно напоминают культ Адониса. Я уже высказывал предположение, что церковь сознательно приспособила новейший праздничек к его языческому макету, для того чтоб завербовать для христианства как можно больше приверженцев. Но этот шаг в грекоязычных областях древнего мира был сделай скорее, чем в странах, говорящих на латыни: ведь культ Адониса процветал у греков, а на Рим и на Запад вообщем оказал незначимое влияние. Он наверное не был частью официальной римской религии. Чувства римской черни захватил не он, а наиболее варварский культ Аттиса и Великой Мамы. Меж иным, погибель и воскресение Аттиса официально праздновались в Риме 24 и 25 марта: крайнее число числилось деньком весеннего равноденствия, другими словами деньком, более пригодным для возрождения бога растительности, всю зиму проспавшего мертвым сном. Ежели верить обширно всераспространенному старому поверью, крестный путь Христа также приходился на 25 марта. Некие христиане, не обращая внимания на положение луны на небе, часто отмечали в сей день распятие Спасателя. Этот обычай соблюдался во Фригии, Каппадокии и Галлии: есть основания считать, что одно время ему следовали и в самом Риме. Так что предание, датировавшее погибель Христа 25 марта, было очень старым и пустило глубочайшие корешки. Это тем паче замечательно, что, как демонстрируют астрономические расчеты, оно не имело под собой ни мельчайшего исторического основания. Нужно потому сделать последующий вывод: восхождение Христа на Голгофу было специально приурочено к данной дате, для того чтоб соответствовать наиболее старому празднованию весеннего равноденствия. Таково мировоззрение очень эрудированного историка церкви - монсеньора Луи Дюшэна; он показывает на то, что погибель Спасателя стала, таковым образом, приходиться как раз на тот день, в который, по всераспространенному верованию, был создан мир. Воскресение Аттиса, который соединял в одном лице Бога-отца и Бога-сына, официально отмечалось в Риме в тот же день. Стоит также вспомнить, что празднование дня святого Жору в апреле пришло на замену старому языческому праздничку Парилий; что день святого Иоанна Крестителя пришел на замену летнему языческому праздничку воды; что праздничек Успения Пресвятой Богородицы в августе месяце вытеснил празднество Дианы; что день Всех Святых в ноябре явился продолжением старого языческого праздничка мертвых; что само Рождество Христово было приурочено к зимнему солнцестоянию, так как сей день числился рождением солнца. В свете этих данных приобретает доказательность наша гипотеза о том, что и другое центральное христианское празднество - Пасха - по этим же причинам было адаптировано к аналогичному праздничку фригийского бога Аттиса, приходившемуся на время весеннего равноденствия. Дюшэн Луи (1843-1922) - французский историк церкви. Тот факт, что христианский и языческий празднички погибели и воскресения бога отмечались в одних и тех же местах в одно время года, даже ежели за ним не стоит ничего большего, примечателен уже сам по для себя. В период весеннего равноденствия погибель Христа торжественно отмечали во Фригии, в Галлии и, по всей вероятности, в Риме, другими словами в зоне зарождения и большего распространения культа Аттиса. Не достаточно возможно, чтоб это было обычным совпадением. В зонах умеренного климата, где в весеннюю пору весь вид природы изменяется под влиянием притока жизненной энергии, в весеннем равноденствии с стародавних времен лицезрели обновление природы в возрождающемся боге, и нет ничего наиболее естественного, как связать возрождение новейшего бога с поворотной точкой года. Вообщем, ежели датировать погибель Христа 25 марта, воскресение его, согласно христианской традиции, обязано было приходиться на 27 марта, другими словами на два дня позднее весеннего равноденствия по юлианскому календарю и воскресения Аттиса. Аналогичный сдвиг на два дня происходит при совмещении христианского и языческого праздничков святого Жору и Успения Богородицы. Но другое христианское предание - ему следовал Лактанций и, видимо, галльская церковь - относило погибель Христа к 23-му, а его воскресение - к 25 марта. В таком случае воскресение Христа точно совпадало с воскресением Аттиса. Лактанций (ок. 250-ум. опосля 325) - христианский церковный писатель. По свидетельству анонимного христианского создателя IV века нашей эпохи, как христиане, так и язычники отмечали поразительные совпадения дат погибели и воскресения их богов. Это совпадение было предметом яростных споров последователей враждующих религий: язычники с жаром утверждали, что воскресение Христово является липовой подделкой под воскресение Аттиса, а христиане с таковой же горячностью обосновывали. что дьявольской подделкой является как раз воскресение Аттиса. Верх в этих непристойных, на взор поверхностного наблюдающего, препирательствах брали язычники, доказывавшие, что их бог, как наиболее старший по возрасту, является не копией, а оригиналом, так как оригинал традиционно старше копии. Но христиане просто отражали этот аргумент. Пусть Христос, утверждали они, бог младший по времени, но по сути он старший, потому что в данном случае Сатана затмил в коварстве себя самого и направил ход природы вспять. Эти совпадения христианских и языческих праздничков, ежели взять их в целом, очень многочисленны, чтоб быть делом варианта. Они свидетельствуют о компромиссе, который церковь в час собственного торжества обязана была заключить с соперничающими культами, побежденными, но не утратившими собственного влияния на разумы. Непреклонный фанатизм ранешних проповедников христианства, их горячее осуждение язычества уступили место политике наиболее гибкой и терпимой, всепрощающей благотворительности трезвых церковных иерархов, отдававших для себя полный отчет в том, что христианство, ежели оно хочет захватить мир, обязано ослабить очень твердые догматы основоположника, приотворив тем ворота, ведущие к спасению. Тут меж историей христианства и историей буддизма существует любознательная параллель.