#3 Сообщение Astrolog » 27 мар 2015, 18:48
Величайший праздничек года в Иераполисе приходился на начало весны, когда к святилищу из Сирии и окрестных районов стягивались большие толпы людей. Под звуки флейт, барабанный бой и клики евнухов-жрецов, наносивших для себя раны ножиками, религиозный экстаз, как океанский вал, перекидывался на массу зрителей, и почти все из их совершали такие поступки, каких не подразумевали, когда отчаливали на праздничек. Один за одним они сбрасывали с себя одежды и с сердечком, неистово бьющимся от музыки, с блуждающим от вида льющейся крови взглядом выпрыгивали из толпы, хватали приготовленные специально для данной цели клинки и при всех оскопляли себя. Новопосвященный пробегал через весь город, держа в руке кровавый кусочек мяса, а позже запускал им в один из домов. Обитатели дома, удостоившегося таковой чести, должны были отдать евнуху женское платьице и декорации, которые тот носил до конца жизни. Опосля того как религиозным экстаз спадал и человек приходил в себя, он, обязано быть, всю жизнь глубоко раскаивался в собственном поступке и горько оплакивал невозвратимую утрату. Возмущение людской природы опосля припадка религиозного неистовства с особенной силой обрисовал Катулл в собственном именитом стихотворении. Пример сирийских изуверов свидетельствует в пользу того, что принесение в жертву мужской силы в сходном культе Кибелы совершалось в Кровавый день на весеннем празднестве богини, когда посреди сосен зацветали фиалки, по преданию, возрастающие из красных капелек крови раненого возлюбленного богини. Рассказ же о том, как Аттис оскопил себя под сосной, выдумали очевидно для разъяснения того, почему на праздничке у священного дерева, увенчанного венками из фиалок, аналогичным образом поступали жрецы. Во всяком случае, не вызывает сомнения то, что Кровавый день знаменовался трауром по Аттису, которого на праздничке олицетворяла статуэтка. По окончании ритуала ее зарывали. Не исключено, что погребенное изображение идентично фигуре, которую подвешивали на дерево. В течение всего периода траура по Аттису верующие воздерживались от потребления хлеба на том типо основании, что так поступила Кнбела, опечаленная гибелью Аттиса. Действительная же причина была, возможно, той же, которая вдохновляла дам Харрана во время плача по Таммузу воздерживаться от потребления товаров, перемолотых на мельнице. Прикоснуться к хлебу либо муке в такое время значило осквернить израненное тело бога. Не исключено также, что пост служил подготовкой к священной трапезе. Но с пришествием ночи скорбь верующих сменялась взрывом ликования. Во тьме нежданно вспыхивал свет, могила отверзалась, и бог восставал из мертвых. Помазав губки скорбящих миррой, жрец тихо шептал им на ухо благую известие. Участники культа Аттиса шумно приветствовали воскресение бога как залог того, что и сами они одержат победу над могильным тлением. На последующий день, 25 марта (сей день числился деньком весеннего равноденствия), в честь воскресения бога верующие предавались приступу необузданного веселья. В Риме (а может быть, и в остальных местах) этот праздничек принял форму карнавала. Именовался он Праздничком радости (Hilazia). В сей день дозволялось все. Всякий мог поступать и выражаться как ему заблагорассудится. Люди разгуливали по улицам городка в масках. Самый крайний из римлян мог безнаказанно присвоить для себя самый высочайший и священный сан. В царствование Коммода группа заговорщиков задумала, воспользовавшись маскарадом, переодеться в форму императорской гвардии и, смешавшись с массой прогуливающихся, приблизиться к императору на расстояние кинжального удара. Но заговор провалился. Даже человек такового грозного характера, как правитель Александр Север, в настолько веселый день отпускал вожжи до того, что разрешал подать к собственному столу фазана. Последующий день, 26 марта, посвящался отдыху, в каком ощущалась последняя нужда опосля утомительного веселья. Заканчивался праздничек в Риме 27 марта шествием к речке Альмону. В тележку, влекомую волами, клали серебряную скульптуру богини с лицом, изваянным из шершавого темного камня. По возка во главе с патрициями, ступающими босыми ногами, под звуки дудок и барабанов медлительно продвигалась мимо Капенских ворот к берегам Альмона, который впадает в Тибр прямо под стенками Рима. Там первосвященник, облаченный в пурпурную одежду, омывал повозку, скульптуру и остальные объекты культа проточной водой. На обратном пути повозку и быков увивали свежайшими весенними цветами. Правило удовлетворенное и радостное настроенье. О не так давно еще лившейся крови забывали. Забывали о собственных ранах даже жрецы-евнухи. Таково ежегодное празднование погибели и воскресения Аттиса. Но в культ Аттиса не считая общественных обрядов входили ритуалы, совершаемые тайно и, возможно, имевшие собственной целью привести участников культа, в особенности новопосвященных, в наиболее тесноватую связь с богом. Наши данные о природе и времени проведения этих мистерий, к огорчению, очень скудны. Их составными частями, видимо, были священная трапеза и крещение кровью. Во время причастия новопосвященный становился участником мистерий, принимая еду с барабана, а питье-с кимвала (эти инструменты играют в оглушительном оркестре Аттиса ведомую роль). Пост, сопровождавший траур по умершему богу, имел, возможно, собственной целью приготовить тело причастника для принятия святого причастия методом очищения его от всего, что могло бы осквернить святыню. Во время крещения посвящаемый, украшенный золотой короной и увитый лентами, спускался в яму, которую сверху закрывали древесной сеткой. Потом увенчанного венками быка, на лбу которого сверкала золотая пластинка, загоняли на сетку и закалывали освященным копьем. Его дымящаяся кровь потоком хлестала через отверстия сетки, и посвящаемый с благочестивым пылом впитывал ее всеми частями собственного тела и одежды. В конце концов, обрызганный с головы до ног красной кровью, он выбирался из ямы, чтоб принять знаки восхищения и поклонения, с видом человека, возродившегося для нескончаемой жизни, смывшего все свои грехи кровью быка. Некое время, для того чтоб сделать видимость новейшего рождения, посвящаемого, как новорожденного малыша, держали на молочной диете. По времени его возрождение совпадало с воскресением бога, другими словами с весенним равноденствием. Отпущение грехов методом пролития крови быка в Риме совершалось основным образом в святилище фригийской богини на Ватиканском холмике, приблизительно на том месте, где сейчас возвышается базилика святого Петра. В 1608-м либо 1609 году, когда расширяли собор, были обнаружены бессчетные надписи, относящиеся к сиим ритуалам. Из такого же источника мы узнаем, что важную роль в этих ритуалах игрались тестикулы и кровь быка. В их, возможно, лицезрели могучее волшебное средство подъема плодородия и ускорения возрождения природы.