#4 Сообщение Astrolog » 27 мар 2015, 18:45
Есть некие основания считать, что персонификацией Адониса в ту отдаленную эру был живой человек, в лице которого этот бог погибал насильственной гибелью. Понятно, что у земледельческих народов восточной части Средиземноморского бассейна воплощениями духа злаков были люди, которых приносили в жертву на поле жатвы. В таком случае не лишено вероятности предположение, что в некий мере умилостивление духа злаков соединяется с культом покойников. Числилось, возможно, что души принесенных в жертву людей ворачивались к жизни в виде колосьев, которые взошли на их крови, и во 2-ой раз находили погибель во время жатвы. Но ведь души людей, погибших насильственной гибелью, полны гнева и при первой способности способны обрушить на убийц свою месть. Потому в народных поверьях рвение умилостивить души убитых людей соединяется со рвением задобрить убитого духа злаков. И как дух зерна оживает в зеленеющих побегах, так, согласно поверью, и принесенные в жертву люди возрождаются к жизни с весенними цветами, пробужденными от долгого сна ласковым дыханием весны. Да, их кости упокоились в земле. Но что быть может естественней мысли о том, что из их праха пробились фиалки и гиацинты, розы и анемоны, что это кровь жертв окрасила цветочки в пурпурный и розовый тона, что цветочки содержат в для себя частичку души принесенных в жертву людей? Я нередко думаю, что нет алей на вид Розы, чем та, где Цезарь был убит. И каждый гиацинт, в саду возрастающий, Следы умершей красоты хранит. Вот под ногою сочная травка, Ковром покрывшая речные острова. По ней ступайте легкими стопами, Кто знает, чья под гумусом голова. Опосля битвы при Ландене (Бельгия), самой кровопролитной в XVII веке, земля, напоенная кровью 20 тыщ убитых, проросла в летнюю пору миллионами маков, и, проходя по большому красному ковру, путник мог без усилий вообразить для себя, что земля возвратила кровь погибших. В Афинах великий праздничек поминовения усопших приходился на середину марта, когда зацветали 1-ые цветочки. Числилось, что мертвые восстают в это время из могил и бродят по улицам, тщетно пытаясь войти в храмы и жилья, которые преграждались от козней потревоженных духов веревками, стволами крушины и насыпями. Заглавие этого праздничка - праздничек цветов - как нельзя лучше гармонирует со смыслом отправляемых обрядов, так как греки вправду считали, что, когда распускаются цветочки, несчастные духи выползают из собственных тесноватых жилищ. Потому в теории Ренана, который лицезрел в мистериях Адониса мечтательно-сладострастный культ погибели, осознаваемой не царицей кошмара, а коварной волшебницей, завлекающей и навеки убаюкивающей свои жертвы, есть толика истины. Бескрайнее очарование ливанской природы, по мысли Ренана, вызывает религиозные чувства эстетически-ирреального оттенка, парящие кое-где меж удовольствием и болью, дремой и слезами. Грубым сирийским крестьянам, естественно, нельзя приписывать культ настолько абстрактного понятия, как погибель. Но представление о возрождающемся духе растительности, может быть, соединилось у их с совсем определенным представлением о душах погибших, которые в весеннюю пору ворачиваются к жизни совместно с первыми цветами, ласковой зеленью посевов и расцветающими деревьями. Представления сирийских фермеров о погибели и возрождении природы, пройдя через их личные невзгоды, надежды и ужасы, перевоплотился в представления о погибели и воскресении людей. Глубочайшее влияние на осознание фигуры Адониса Ренаном, непременно, оказало волнующее воспоминание о похожей на погибель дреме, которая сомкнула его глаза на ливанских буграх, и воспоминание о сестре, которая спит в стране Адониса нескончаемым сном, чтоб уже никогда не проснуться к жизни совместно с анемонами и розами. Ренан Жозеф Эрнест (1823-1892) - французский писатель.