#15 Сообщение Astrolog » 27 мар 2015, 00:22
Волшебная весна. Наше общее разъяснение этих и остальных схожих обрядов сводится к тому, что по собственному происхождению они являются волшебными ритуалами, призванными обеспечить возрождение природы в весеннюю пору. Предполагалось, что средствами, при помощи которых они добиваются собственной цели, являются подражание и симпатическая связь. Пребывая в неведении относительно настоящих обстоятельств явлений, первобытный человек верил, как будто для того, чтоб вызвать к жизни великие силы природы, в зависимости от которых на сто процентов находится его жизнь, нужно подражать им и что скромное драматическое действо, которое он разыгрывал на лесной поляне, в горной равнине, на пустынной равнине либо на обдуваемом ветром беру моря, с помощью тайной симпатии либо магического влияния нежданно будет воспринято и повторено в наиболее широких масштабах наиболее могущественными актерами. Он представлял, что, одеваясь в листья и цветочки, он помогает оголенной земле одеться зеленью и что, разыгрывая погибель и похороны зимы, он прогоняет это мрачное время года и готовит почву для возвращения весны. Ежели нам тяжело даже представить для себя схожий ход мыслей, то еще легче вообразить озабоченность дикаря, сознание которого начало возвышаться над инстинктом ублажения простых животных потребностей, когда он принялся размышлять над причинами явлений, над тем, что мы называем сейчас законами природы. Нам, знакомым с концепцией единообразия и регулярности, с которыми одни природные явления сменяют остальные, кажутся необоснованными опаски, что предпосылки, которые вызывают эти явления к жизни, могут исчезнуть. Но эта уверенность в всепостоянстве природных действий должна своим возникновением на свет единственно опыту, который основывается на широком поле наблюдений и долговременной мыслительной традиции. Что все-таки касается первобытного человека, то он владел очень узенькой экспериментальной базой, эмбриональными мыслительными способностями и недостающим опытом, чтоб расслабленно принимать вечно меняющиеся, часто суровые для него природные явления. Логично потому, что затмение солнца нередко приводило его в панику, и он склонялся к мысли, что солнце пли луна и по сути погибнут, ежели он не подымет вопль не будет метать в воздух свои ничтожные стрелы, чтоб защитить светила от чудовища, которое угрожает их поглотить. Логично и то, что он приходит в трепет, когда ночную мглу нежданно прорезает вспышка метеорита либо же когда небесный свод вдруг освещается мерцающим светом северного сияния. Даже на природные явления, часто повторяющиеся в раз и навсегда установленные промежутки времени, он мог взирать с опасением до того времени, пока не понял в их повторении закономерности. Понимание таковых повторяющихся н.чи повторяющихся конфигураций в природе зависит основным образом от продолжительности соответственного цикла. К примеру, везде, не считая полярных регионов, цикл смены дня и ночи так короток и, следовательно, так част, что люди в скором времени закончили серьезно бояться за его регулярность, хотя древнейшие египтяне, как мы лицезрели, раз в день совершали волшебные ритуалы для того, чтоб днем узреть на востоке возвращение пламенного светила, которое каждый вечер исчезало на розовеющем западе. Но с круговоротом времен года дело обстоит совершенно по другому. Год является для хоть какого человека достаточно долгим периодом времени. Для дикаря с его недлинной памятью и неидеальными средствами измерения времени год мог оказаться настолько длинноватым, что он и совсем не понимал его как цикл и следил конфигурации, происходящие в течение года на земле и на небесах, с постоянным удивлением, попеременно поддаваясь то радости, то отчаянию, то падая духом, а то ликуя в зависимости от чередования света и жары, от изменении в растительной и животной жизни, которая содействовала его благополучию либо же грозила его существованию. В осеннюю пору, когда резкие порывы ветра кружили по лесу поблекшие листья, мог ли первобытный человек при взоре на оголенные ветки быть уверен в том, что они вновь зазеленеют? Видя, как при пришествии полярной ночи солнце день за деньком опускается все ниже, мог ли он быть уверен, что когда-нибудь это светило вернется на собственный небесный путь? Даже убывающая луна, чей бледноватый серп становился с каждой ночкой все тоньше и тоньше, могла вызвать опаски, что в один прекрасный момент она исчезнет совершенно. Эти и тыща остальных схожих страхов должны были тревожить душу и занимать воображение человека, который в первый раз начал думать над тайнами мира, где он жил, человека, мысли которого стали просачиваться в наиболее отдаленное будущее, ежели будущий день. Естественно потому, что, мучимый схожими опасениями, он делал все вероятное для того, чтоб возвратить веткам листву, вернуть на летний путь солнце, вернуть круглую форму серебряного ночного светила. Мы можем, ежели угодно, снисходительно улыбаться на эти напрасные пробы. Но только благодаря долгим сериям тестов, почти все из которых безизбежно кончались неудачей, человек узнал тщетность одних способов и плодотворность остальных. Таковым образом, волшебные ритуалы - это не что другое, как неудавшиеся опыты, которые повторялись единственно поэтому, что экспериментатор не был уверен в их удаче. С прогрессом познания эти ритуалы прекратили свое существование либо продолжали отчаливать в силу привычки, тогда как причина их возникновения на свет давным-давно была предана забвению. Итак, утратив свое высочайшее назначение, не будучи рассматриваемы наиболее как праздничные ритуалы, от пунктуального выполнения которых зависит благополучие и само существование общины, они равномерно опустились до уровня карнавалов, пантомим и развлечений. И в конце концов, на крайней стадии вырождения эти ритуалы, когда-то серьезно занимавшие взрослых и мудрых людей, стают праздной детской забавой. Конкретно на данной крайней стадии мы и застаем сейчас более древнейшие волшебные ритуалы наших европейских предков. И даже из этого крайнего прибежища их быстро вымывает поднимающаяся волна бессчетных новообразований морального, интеллектуального и общественного порядка, которые манят население земли к новейшей, неведомой цели. Мы можем испытывать естественное сожаление по поводу исчезновения необычных обычаев и красочных обрядов, донесших до нашей эры, которую почти все считают тусклой и прозаической, запах и свежесть стародавних времен, дыхание весны мира. Но нашего сожаления поубавится, когда мы вспомним, что эти очаровательные церемонии, эти кажущиеся сейчас невинными утехи сущность малыши невежества и предрассудков. Представляя собой летопись человечьих стремлений, они вместе с сиим являются монументами бесплодного искусства. истраченного понапрасну труда и разбитых надежд. И, невзирая на все декорации - цветочки, ленты, музыку, на их лежит неизгладимый налет быстрее катастрофы, чем фарса. Разъяснение, которое я прямо за В. Маннхардтом попробовал отдать сиим церемониям, получило веское доказательство благодаря открытию, произведенному уже опосля написания данной книжки: дело в том, что туземцы Центральной Австралии часто совершают волшебные церемонии с целью пробуждения спящих сил природы в преддверии сезона, который можно именовать австралийской в весеннюю пору. Нигде, по-видимому, смена времен года не происходит так нежданно, нигде контраст меж ними не добивается такового размаха, как в пустынях Центральной Австралии, где в конце долгого периода засухи песочная и каменистая пустыня, в какой царит безмолвие и запустение погибели, опосля пары дней проливного дождика преображается в радостный зеленоватый луг и наполняется большущим обилием насекомых, ящериц, лягушек и птиц. В расчудесном преображении лика природы в такое время года даже европейцы лицезрели нечто волшебное. Логично, что это изменение дикарь разглядывал как чернокнижниченство. Конкретно в период, когда чувствовалось приближение этого благодатного сезона, туземцы традиционно совершали волшебные церемонии, целью которых было повышение числа употребляемых ими в еду животных и растений. В силу этого данные церемонии очень близки к весенним ритуалам нашего евро крестьянства не только лишь по времени их проведения, да и по преследуемой ими цели. Следовательно, мы можем не колебаться, что, учреждая обычаи, призванные содействовать возрождению растительной жизни в весеннюю пору, наши первобытные предки были движимы не слащавым желанием вдохнуть запах первых фиалок, сорвать ранешний первоцвет либо пронаблюдать танец желтоватых нарциссов на ветру, а самыми что ни на есть практическими побуждениями, которые, естественно, не формулировались в абстрактных определениях, а сводились к мысли о неразрывной связи меж жизнью человека и жизнью растений. А потому что вера австралийского дикаря в эффективность волшебных ритуалов подтверждалась опытом, ибо постоянно опосля их совершения растительная и животная жизнь вправду набирала силу, можно представить, что то же самое происходило в Стародавние времена с предками современных европейцев. Вид свежайшей зелени в кустарнике и почаще, зрелище весенних цветов на мшистых берегах, прилет с юга ласточек и вид солнца, с каждым деньком все выше поднимающегося на небе, воспринимались ими как неопровержимое свидетельство эффективности их волшебных чар. Это вселяло в их бодрую уверенность в том, что все будет отлично в мире, на который можно по желанию влиять в подходящем направлении. И лишь в осенние дни при медленном угасании лета их уверенность бывала поколеблена сомнениями - симптомы неизбежного увядания говорили им о тщетности попыток раз и навсегда предотвратить пришествие зимы и погибели.