#3 Сообщение Astrolog » 26 мар 2015, 23:18
Табу на острое орудие. К северу от городка Зенгви в Бирме обитал король-жрец, которому люд сотих поклонялся как величайшему духовному и светскому владыке. В его дом нельзя было вносить орудие либо какой-нибудь иной режущий инструмент. На происхождение и смысл этого запрета проливает свет обычай, который почти все народы соблюдают опосля погибели человека; они воздерживаются от использования острых орудий до того времени, пока дух покойного, как предполагается, находится еще близко, из боязни его поранить. У эскимосов Берингова пролива "в день, когда кто-то погибает, всем запрещается работать, а родственники не должны приступать к работе в наиблежайшие три дня. В этот период в особенности возбраняется разрезать что-нибудь наточенным предметом, к примеру ножиком либо топором. Запрет распространяется и на использование заостренными предметами, как игла и шило. Делается это, по словам эскимосов, для того, чтоб не порезать либо не поранить тень погибшего, которая может оказаться под рукою в хоть какой момент. Если б один из таковых инструментов случаем поранил ее, тень бы чрезвычайно обиделась и навлекла на люд заболевания и погибель. В этот период родственники погибшего должны также всячески стараться не издавать громких либо резких звуков, которые могут испугать и разгневать призрак". Мы лицезрели, что опосля добычи кита эскимосы в течение 4 дней также воздерживаются от использования режущих и заостренных орудий, чтоб нечаянно не порезать не заколоть дух кита. Время от времени они соблюдают такое же табу, когда в селении кто-то болен, - возможно, из боязни поранить тень, которая может замешкаться вне тела. Пока труп находится в доме, румыны Трансильвании стараются не класть ножик лезвием наверх, "по другому душа сядет на лезвие". Китайцы в течение 7 дней опосля погибели человека, пока тело его находится в доме, воздерживаются от употреблений ножей, игл и даже палочек для пищи и едят еду руками. На 3-ий, 6-ой, девятый и сороковой день опосля похорон древнейшие пруссы и литовцы имели обыкновение приготавливать угощение, на которое приглашали душу покойного. Во время этих трапез все посиживали вокруг стола в молчании не воспользовались ножиками; не было ножей и у подававших еду дам. Ежели какие-то крохи падали со стола, их не поднимали, чтоб ими могли подкормиться одинокие души, у каких нет живых родственников и друзей. По окончании трапезы священник метлой выметал души из дому, приговаривая: "Вы, дорогие души, поели и попили. Сейчас уходите, уходите прочь". Опосля того как мы познакомились с этими обычаями, становится ясно, почему запрещалось вносить любые режущие предметы в дом бирманского верховного жреца. Возможно, как и почти все остальные короли-жрецы, он числился лицом божественным, и потому его священную душу, когда она покидает тело для того, чтоб попарить в воздухе либо по чьей-то просьбе слетать в далекое путешествие, нельзя было подвергать риску пораниться обо что-то острое. Табу на кровь. Нам понятно из предшествующего, что римскому жрецу Юпитера запрещалось дотрагиваться к сырому мясу и даже произносить это слово. В отдельные периоды брахману-учителю предписывается не глядеть на сырое мясо, на кровь и на людей, у каких были отрублены кисти рук. В Уганде отец близнецов на некое время опосля их рождения становился табу: в числе остального ему запрещено кого-то убивать либо глядеть на кровь. Когда на Пелауских (Pelew) островах во время набега кому-нибудь отрубали голову, родственники убитого становились табу. Во избежание гнева духа они должны были следовать неким предписаниям: посиживать взаперти, не есть сырого мяса, жевать бетель, над которым чернокнижник предварительно произнес заклинание. После чего душа погибшего отчаливает типо на поиски убийцы в страну неприятеля. Основой этих табу служит, возможно, распространенное верование, согласно которому душа либо дух животного пребывает в его крови. А потому что считается, что табуированные лица находятся в состоянии угрозы (родственники убитого, к примеру, могут подвергнуться нападению разгневанного духа), то их нужно изолировать от соприкосновения с духами; отсюда запрет притрагиваться к сырому мясу. Но табу, обычно, является менее как усилением обыденного предписания, которое агрессивно соблюдается при обстоятельствах, настоятельно этого требующих. При отсутствии же таких предписание не дотрагиваться к крови продолжает соблюдаться, хотя и наименее агрессивно. К примеру, некие эстонцы откажутся отведать крови, так как она, по их верованиям, содержит в для себя душу животного, которая в таком случае войдет в тело отведавшего. Некие из племен краснокожих Северной Америки из-за твердой религиозной санкции строжайшим образом воздерживаются от потребления в еду крови хоть какого животного, так как в ней заключена его жизнь и душа. Охотники-иудеи выпускали из убитой добычи кровь и присыпали ее пылью. Они не прикасались к крови в убежденности, что она содержит в для себя душу либо жизнь животного. В Библии, "священной" книжке иудеев и христиан, серьезный запрет употреблять в еду кровь повторяется многократно. "И никакой крови не ешьте во всех жильях ваших ни из птиц, ни из скота. А кто будет есть какую-нибудь кровь, нстребится душа та из народа собственного" (Лев., 7, 26-27). "Ежели кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих меж вами, на ловле изловит зверька либо птицу, которую можно есть, то он должен отдать вытечь крови и покрыть ею землю. Ибо душа всякого тела есть кровь его: поэтому я произнес сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, так как душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится" (Лев., 17, 13-14). "Лишь крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду" (Втор., 12, 16). "Лишь строго наблюдай, чтоб не есть крови, так как кровь есть душа; не ешь души совместно с мясом; не ешь ее, выливай ее на землю, как воду" (там же, 23-24).