#3 Сообщение Astrolog » 26 мар 2015, 22:53
Нужно подробнее изучить понятия, на которых основывается поклонение деревьям и растениям. Мир в целом представляется дикарю одушевленным; деревья и растения не составляют исключения из правила. Дикарь верит, что они владеют душами, схожими его своей, и соответственно обращается с ними. "Докладывают, - пишет древний овощеед Порфирий, - что жизнь, которую вели первобытные люди, была несчастна, потому что суеверия их не ограничивались животными, а распространялись и на растения. Почему умертвить быка либо овцу обязано быть огромным злом, чем срубить ель либо дуб, ежели принять во внимание, что и в эти деревья вселился дух?" Равным образом североамериканские индейцы-хидатса верят, что у всякого предмета природы есть собственный дух либо, поточнее, тень. Сиим теням надлежит оказывать почтение и уважение, хотя не многим в равной мере. К примеру, тени пирамидального тополя, огромного дерева в равнине Миссури, приписывалось обладание разумом, и числилось, что при должном обхождении тень может оказать индейцам помощь в неких предприятиях. Зато тени кустарников и травок огромным престижем не воспользовались. Когда река Миссури во время весеннего паводка разливается и, выходя из берегов, несет в собственном течении стволы больших деревьев, краснокожие говорят, что духи деревьев испускают клики, ствол, цепляющийся корнями за землю, поднимая брызги, падает в поток. Когда-то срубить хотя бы одно из этих циклопических деревьев числилось у краснокожих преступлением. Ежели же они испытывали нужду в огромных бревнах, то воспользовались лишь таковыми деревьями, которые свалились сами. До ближайшего времени некие старики из числа более суеверных заявляли, что несчастья обрушились на их люд из-за распространившегося сейчас пренебрежительного дела к правам пирамидального тополя. У ирокезов бытовало верование, что все виды деревьев, кустарников, растений, травок владеют своими душами: существовал обычай обращаться к сиим духам с молитвой. Туземцы племени ваника (Восточная Африка) представляют, что каждое дерево, в индивидуальности кокосовая пальма, имеет свою душу, потому "срубить кокосовую пальму равняется к матереубийству, так как дерево это дает им жизнь и пропитание, как мама собственному ребенку". Сиамские монахи, будучи убеждены, что души имеются повсюду и что повредить что-то - означает насильственно выселить духа, никогда не сорвут ветку с дерева, "как не сломают они руку невинному человеку". Еще бы, ведь монахи эти - буддисты. Буддийский анимизм является не философской теорией, а присущим всем дикарям догматом, включенным в систему исторической религии. Потому предполагать совместно с Бенфеем и иными учеными, что теория анимизма и переселения душ, имеющая хождение посреди народов Азии, ведет свое происхождение от буддизма, - означает крутить факты с ног на голову. Время от времени считается, что духи обитают лишь в определенной разновидности деревьев. В Грбале, в Далмации, молвят, что духами либо тенями владеют некие из огромных буков, дубов и остальных деревьев; ежели кто-то повалит одно из таковых деревьев, он должен будет умереть на месте либо по наименьшей мере остаться инвалидом до конца собственных дней. Ежели у лесоруба возникает опасение, что срубленное им дерево принадлежит к этому уровню, ему следует этим же топором, которым он срубил дерево, на оставшемся пне отрубить голову курице. Это отвратит от него возмездие, даже ежели дерево относилось к числу одушевленных. По всей Западной Африке от Сенегала до Нигера с благоговением относятся к деревьям бавольника (silk-cotton trees), большие стволы которых вздымаются на поразительную высоту, намного превосходя ростом остальные деревья. Считается, что они служат пристанищем бога либо духа. Эвеязычным народностям с Невольничьего Берега дух этого лесного гиганта известен под именованием Гунтин. Деревья, в каких он обитает - таковая честь выпадает на долю не каждого бавольника, - обносятся оградой из пальмовых листьев. Жертвы в виде домашней птицы (от варианта к случаю и людей) привязывают к стволу либо кладут у подножия дерева. Дерево, обнесенное оградой из пальмовых листьев, нельзя срубать либо нанести ему какую-либо другую обиду. Даже те из деревьев бавольника, в каких не обитает дух, не могут быть срублены без того, чтоб лесоруб поначалу не принес в жертву какую-нибудь домашнюю птицу и пальмовое масло, чтобы очиститься от предполагаемого святотатства. Не принести жертву - оскорбление, которое может караться гибелью. Жители гор Кангра в Пенджабе раз в год приносили в жертву старому кедру девченку; все семьи деревни попеременно поставляли эту жертву, пока кедр не срубили. Одушевленные деревья, естественно, владеют чувствительностью. Порубка их преобразуется в узкую хирургическую операцию, которую надлежит проводить с наибольшим вниманием к ощущениям пациента; в неприятном случае дерево может порвать неосторожного и неумелого доктора на части. Когда валят дуб, "он издает пронзительные клики и стоны, которые слышны на расстоянии мили. Это гений дуба вроде бы жалуется. Эсквайр Е. Уайльд слышал такое пару раз". Краснокожие оджибве "в чрезвычайно редких вариантах срубают зеленоватые живые деревья из боязни причинить им боль, а некие из их знахарей убеждают, что слышали жалобы деревьев под ударами топора". Деревья, которые истекают кровью и испускают клики боли и негодования, когда их надрубают либо поджигают, чрезвычайно нередко бытуют в китайских книжках (даже в исторических сочинениях). В неких частях Австрии старенькые фермеры продолжают верить, что лесные деревья одарены духом и без особенной на то предпосылки не разрешают надрезать их кору; они наслышались от собственных отцов, что дерево ощущает надрез не меньше, чем человек - рану. До того как повалить дерево, они требуют у него прощения. Понятно также, что в Верхнем Палатинате старенькые дровосеки, до того как приступить к рубке, про себя обращаются к прекрасным, крепким деревьям с просьбой о прощении. До того как срубить дерево в девственном лесу либо в горах, илоки, живущие на полуострове Лусон, декламируют стихи: "Друг мой, не тревожься, хоть мы и повалим то, что нам приказано повалить". Илоки поступают так, чтоб не навлечь на себя гнев духов, живущих в деревьях, которые способны в отместку наслать тяжкую заболевание на того, кто причиняет им вред. Басога в Центральной Африке считают, что ДУХ срубленного дерева может поразить гибелью вождя и его семью. Для того чтоб предотвратить это несчастье, до того как повалить дерево, они обращаются за советом к знахарю. Ежели этот спец дает разрешение приступать к рубке, лесоруб, во-1-х, жертвует дереву домашнюю птицу либо козу; во-2-х, опосля нанесения первого удара топором он высасывает из надреза незначительно сока: таковым образом он братается с деревом, подобно тому как двое людей стают братьями, высосав друг у друга незначительно крови. После чего он может без вреда себе срубить собственного брата - дерево.