#7 Сообщение Astrolog » 26 мар 2015, 22:41
Итак, наш простой философ, оторвавшийся от прежних якорных цепей, носимый по бурному морю сомнения и неопределенности, жестоко поколебленный в собственной прежней вере в себя и свои силы, обязано быть, был совсем сбит с толку и выведен из равновесия, пока, подобно кораблю, который опосля бурного путешествия прибывает в тихую гавань, не тормознул на новейшей системе веры и деяния, разрешившей его тревожные сомнения и давшей подмену (пусть непрочную) верховной власти над природой, от которой он был обязан отречься. Ежели весь большой мир продолжал идти своим ходом без помощи его и ему схожих, то происходило это, естественно, поэтому, что имелись остальные существа, похожие на него, но куда наиболее могущественные, направлявшие, будучи сами невидимыми, течение природы и порождавшие различные серии явлений, которые человек до этого времени ставил в зависимость от совершаемых им волшебных обрядов. Сейчас он сообразил, что эти высшие существа заставляли дуть штормовой ветер, блистать молнию и громыхать гром. Это они заложили основание земной тверди и положили пределы неспокойному морю. Это они принудили сиять славные небесные светила, дали еду птицам небесным и добычу одичавшим животным пустыни, отдали приказ плодородной земле рождать в изобилии, высочайшим холмиком - одеться лесами, кипящим источникам - бить из-под скал в равнинах, а зеленоватым пастбищам - раскинуться на берегах размеренных вод. Это они вдохнули в человека дыхание жизни и насылали на него голод, чуму и войны. Человек обращался сейчас к сиим могущественным созданиям, униженно прося в собственной зависимости от их незримой силы, умоляя даровать ему различные блага, защитить от угроз, которыми со всех сторон окружена жизнь смертного, привести его бессмертный дух, освобожденный от телесного бремени, в счастливый мир, недостижимый для боли и тревог, в мир, где он мог бы надолго успокоиться в блаженстве и радости совместно с душами остальных благочестивых людей. Можно представить, что так, либо приблизительно так, самые прозорливые из людей сделали великий переход от магии к религии. Но даже в их схожая перемена не могла произойти в один момент. Совершалась она, возможно, чрезвычайно равномерно и для собственного наиболее либо наименее полного завершения востребовала почти всех лет. Признание человеком того, что он бессилен оказать существенное влияние на ход природных действий, пришло, обязано быть, равномерно: он не мог сходу, одним ударом отрешиться от собственного воображаемого господства. Шаг за шагом освобождался человек от собственной гордыни, пядь за пядью со вздохом сожаления сдавал свои позиции. То он признавал себя неспособным подчинить собственной воле ветер, то дождик, то солнце, то гром. Природные стихии одна за иной выпадали из-под его влияния до того времени, пока то, что когда-то казалось королевством, не сжалось до размеров тюрьмы. Человек все наиболее проникался чувством своей слабости и сознанием могущества невидимых созданий, которые его окружали. Религия начинается со слабенького, частичного признания существования сверхличных созданий, но с скоплением познаний человек приходит к признанию собственной полной и абсолютной зависимости от божественного начала. Его в прошедшем непринужденная манера держать себя с богом сменяется глубочайшей прострацией перед загадочными, невидимыми силами, и подчинение их воле становится величайшей добродетелью. In la sua volontate e nostra pace. Но это углубление религиозного чувства и прогрессирующее подчинение божественной воле во всех вопросцах касается лишь людей высочайшего разума, чей кругозор довольно широкий, чтоб понять громадность мира и незначительность места человека в нем. Люди же недалекого разума не в состоянии понять великих идей: их слабенькому зрению ничто, не считая их самих, не представляется вправду великим и принципиальным. Они вообщем чуть ли поднимаются до религиозных воззрений. Их, правда, обучают наружному соблюдению религиозных предписаний и исповеданию религиозных учений, но в глубине души они цепляются за старенькые волшебные суеверия, которые религия может отторгать и осуждать, но искоренить которые она не властна, так как своими корнями они глубоко уходят в ментальную (психологическую) структуру большого большинства рода людского. Наше успокоение - в его воле (мал.). У читателя может появиться соблазн спросить: "Почему же умные люди не могли ранее найти ошибочность магии? Как могли они продолжать питать иллюзии, которые постоянно приносили разочарование? Почему они упрямо разыгрывали освященные веками пантомимы, бормотали праздничный вздор, который не приносил никакой полезности? Почему они цеплялись за верования, которые настолько очевидно противоречили опыту? Как решались они повторять опыты, которые настолько нередко оканчивались неудачей?" Дело в том, что ошибку тут было далековато не так просто найти, неудача ни в коем разе не была тривиальной, так как во почти всех вариантах - может быть даже, в большинстве их - хотимое событие по истечении какого-то времени опосля совершения ритуала, направленного на то, чтоб его вызвать, вправду наступало. Для осознания того, что его предпосылкой не непременно был ритуал, требовался необычайно чуткий разум. За ритуалом, при помощи которого желали вызвать ветер либо дождик либо наслать погибель на неприятеля, постоянно в какой-то момент следовало хотимое событие, и первобытного человека можно извинить за то, что он разглядывал это событие как прямой итог ритуала и как наилучшее подтверждение его эффективности. Точно так же ритуалы, отправляемые днем, чтоб посодействовать солнцу взойти, и в весеннюю пору, чтоб разбудить дремлющую землю от зимнего сна, по последней мере в зонах умеренного климата, будут безизбежно увенчиваться фуррором. Ведь в этих зонах солнце каждое утро зажигает на востоке собственный золотой светильник, а весенняя земля из года в год одевается богатым зеленоватым нарядом. Потому практичный дикарь с его консервативными инстинктами мог остаться глух к словам конструктивного философа, который дозволил для себя намекнуть на то, что в конце концов восход солнца и приход весны могут не быть прямыми следствиями пунктуального выполнения тех либо других каждодневных либо ежегодных обрядов и что, может быть, деревья будут расцветать, а солнце всходить и без выполнения обрядов. Естественно, что эти скептические догадки были отвергнуты соплеменниками с негодованием и презрением, как пустые фантазии, губительные для веры и разительно противоречащие опыту. "Что быть может понятнее того, - отвечали ему, - что солнце зажигает в небе собственный великий огонь, так как я на земле зажигаю свечку за два пенса? А когда я в весеннюю пору надеваю собственный зеленоватый наряд, как могут деревья не сделать такого же?! Это всем известные факты, и на их я опираюсь. Я просто практик, а не ваш брат теоретик, ловец блох и резонер. Возможно, теории и спекуляции - дело по-своему хорошее, и я не имею ни мельчайшего возражения против того, чтоб вы ему предавались. Но разрешите мне придерживаться фактов; тогда, по последней мере, я буду знать, на каком я свете". Ошибочность этого рассуждения для нас очевидна поэтому, что оно выстроено на фактах, относительно ложности которых у нас издавна нет никакого сомнения. Но ежели аргумент подобного рода выдвигается применительно к вопросцам, находящимся в процессе обсуждения, то не станет ли британская аудитория аплодировать ему как здравому не сочтет ли она его создателя человеком усмотрительным, быть может, не блестящим не красивым, но полностью адекватномыслящим и практичным. Ежели такие аргументы числятся здравыми в нашем обществе, то стоит удивляться тому, что в течение долгого времени не удавалось найти их ложность дикарю?