#1 Сообщение Astrolog » 28 мар 2015, 15:04
Германское заглавие: Беркана (Berkana) Англосаксонское заглавие: Беорк (Beork) Древнескандинавское заглавие: Бьяркан (Bjarkan) Фонетическое соответствие: Б (B) Обычное значение: берёза В большинстве германских языков эта руна обозначает берёзу, и лишь англосаксы отождествили её с тополем. Сначала, Беркана - это руна богини. Пиктографически она припоминает дамские груди. Теснее всего Беркана связана с богиней Берхтой - покровительницей матерей и малышей, обитающей в подземном мире. В её красивый сад попадают малыши, умершие во младенчестве. У Берхты много общего с Фригг, не исключено, что обе они - две ипостаси одной богини. Руна Беркана символизирует беременность и роды. Перто похожа на разомкнутую Беркану: то, что в области Берканы остаётся возможной возможностью, в области Перто реализуется в жизнь. Следовательно, Фригг - богиня руны Перто, - покровительствует также и Беркане. И Фригг, и Беркане ассоциируются со скрытностью и защищённостью. Не считая того, Фригг, как и Берхта, почиталась как защитница малышей. Но Берхта, в отличие от Фригг, не дарует жизнь - она только хлопочет о детях, покинутых на произвол судьбы. В этом качестве она близка Хольде. Руна Беркана в особенности благоприятна для дам. Она помогает управляться с женскими неуввязками и, а именно, приносит заметное облегчение при расстройствах менструального цикла. Не считая того, она оказывает омолаживающее действие; интересно в связи с сиим, что в Голландии из настой из листьев берёзы втирали в кожу головы как средство от облысения. По древнему голландскому обычаю, в Майский день деревенские юные люди переодевались в маскарадные костюмчики, гонялись за девушками и хлестали их берёзовыми прутьями. Этот обычай берёт начало в ритуалах плодородия. Иной обряд, связанный с берёзой, сохранился в Голландии по этот день: на праздничек святого Николая - того самого святого, который перенял свои атрибуты у Водана, - непослушные малыши получают заместо подарка пучок берёзовых прутьев для порки. В неких районах Голландии друзья и соседи привязывают на дверь новобрачным, въехавшим в новейший дом, пучок берёзовых прутьев - символическое пожелание фортуны. В старину этот обычай был призван обеспечить юным супругам плодовитость. Германские племена, подобно своим соседям-кельтам, поклонялись деревьям, и одним из священных деревьев у их почиталась берёза. Беркана символизирует растительный мир и деревья в целом; в северной культуре эта руна ассоциируется с появлением земледельческих общин и переходом от охоты и собирательства с осёдлому стилю жизни. Саамы, чьи традиции имеют много общего с культурой германцев, чтили берёзу как «древо жизни». Принципиальным предметом культа у их был наклонённый к северу берёзовый шест, в верхушку которого вбивали гвоздь - знак Полярной звезды. У сибирских шаманов берёза числилась специфично шаманским деревом, связанным с нижним миром. Посреди их длительное время сохранялся старый языческий обычай вкапывать выкорчеванную берёзу в землю ввысь корнями, чтоб шаман, «вскарабкавшись» по такому дереву, попал в нижний мир. Примечательно, что под берёзами нередко вырастают «шаманские грибы» - мухоморы (Amanita muscaria), служившие для вхождения в изменённое состояние сознания, в каком совершалось «духовное путешествие» в нижний мир. Тейваз и Беркана - две ипостаси Древа Жизни: Тейваз - Ирминсуль, а Беркана - его женская параллель.